Русский язык Подготовка к ЕГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2017


Вариант 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1)В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были замечены под водой загадочные массивные объекты: несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины. (2)Известный сейсмолог и геолог профессор Масааки Кимура посвятил изучению объектов Йонагуни больше десяти лет и в результате пришёл к выводу, что комплекс Йонагуни представляет собой рукотворный мегалит — Древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее под воду в результате природного катаклизма, вероятнее всего мощнейшего землетрясения. (3)<...> если вывоДы Кимура верны, то учёным придётся пересмотреть сложившуюся на сегодняшний день картину развития человечества.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Известный сейсмолог и геолог Масааки Кимура, профессор университета Рюкю, на протяжении десяти лет исследовал обнаруженный в 1986 году подводный мегалитический комплекс Йонагуни.

2) В 1986 году японскими аквалангистами около острова Йонагуни были обнаружены подводные пирамиды, террасы и платформы разной величины.

3) Учёным придётся пересмотреть картину развития человечества, если, в соответствии с выводами профессора Кимура, найденный у острова Йонагуни подводный объект является древним культовым сооружением ранее неизвестной цивилизации.

4) Обнаруженный под водой у острова Йонагуни подводный объект в результате исследований профессора Кимура стал известен широкой общественности.

5) Если выводы Кимура верны и найденный у острова Йонагуни подводный объект — затонувший рукотворный мегалит, то учёным придётся пересмотреть свои взгляды на историю человечества.

Ответ: 35 <или> 53

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Несмотря на это,

Оказалось,

Таким образом,

Однако

Потому что

Ответ: таким образом

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова картина. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Картина, -ы, ж.

1) Произведение живописи. Картины русских художников.

2) Изображение чего-н. в художественном произведении. К. крестьянского быта.

3) Вид, состояние, положение чего-н., представление о чём-либо (книжн.) К. запустения. К. ясная, нужно действовать.

4) Подразделения акта в драме. Пьеса в трёх действиях, семи картинах.

Ответ: 3

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

звонИт

черпАть

бАнты

кУхонный

намЕрение

Ответ: черпать

5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Общаясь со своими новыми знакомыми — молодыми учёными, Суханов вскоре стал понимать, насколько ограничен круг его знаний о мире.

Заявки на участие в отборочном туре принимаются до середины июня. Утро выдалось холодным, и нам пришлось надеть куртки.

Совсем близко, у лестницы, раздался приятный, звучный голос незнакомого мужчины.

Вскоре между новыми сослуживцами установились дружеские, доверчивые отношения.

Ответ: доверительные

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

шесть падежей

Ярче солнца

вкусные торты

с двухстами заказчиками

Их учебники

Ответ: с двумястами; двумястами

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Предложения

A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение построения предложения с причастным оборотом

Грамматические ошибки

1) После «Поединка» слава Куприна не только приобрела всероссийский, но и мировой характер.

2) Язык Ахматовой отличается своеобразной сухостью, аскетизмом, отсутствием вычурности.

3) Закончив самостоятельную работу, тетради были сданы учителю.

4) Те, кто на предыдущем собрании негативно отзывался о работе нового управляющего, в этот раз не явился.

5) История, которую поведал читателю М. Шолохов в рассказе «Судьбе человека», основана на реальных событиях.

6) Александр Блок подготовил к изданию собрание своих стихов, в котором стихотворения публиковались не в хронологическом порядке, а согласно особой внутренней логике лирического повествования.

7) А. В. Дружинин писал, что «над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз...»

8) Реальное и фантастическое всегда сосуществуют в творчестве Гоголя.

9) Грушницкий был из числа людей, имеющим на все случаи жизни готовые пышные фразы.

Ответ: 54139

А

Б

В

Г

Д






8. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забл..ставший

возр..ст

вин..грет

ре..листичный

переб..рёшь

Ответ: реалистичный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..говорчив, во..дал (должное)

пр..знал, боепр..пас

об..грев, н..ивысший

вз..мали, под..скал

о..ключил, пре..скажу

Ответ: признал, боеприпас

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле..вший

подраг..вать

наде..лся

рул..вой

ненавязч..вый

Ответ: рулевой

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

терп..шь

выскоч..вший

меч..шься

запа..нная

ненавид..мый

Ответ: мечешься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мальчишка, (не)замечая ничего вокруг, продолжал строить свои замки из песка.

Люся отвечала на вопросы отца бессвязно, (не)вразумительно.

Среди мрачных, ещё (не)одетых листвой деревьев этот кустик с зелёными листочками казался чудом.

Птенец хоть и (не)совсем окреп, но уже пытался летать. Слушать заново ту же самую историю мне было вовсе (не)интересно, поэтому я пожелал всем доброй ночи и отправился в свою комнату.

Ответ: невразумительно

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)продолжение трёх часов Мишка с Борькой жарко спорили о том, (за)чем на телеграфных столбах нарисованы цифры и что они значат.

Солнце на севере не светит, а буд(то) (с)легка просвечивает через полупрозрачное толстое стекло.

Трудно объяснить, (от)куда берутся (кое)какие привычки.

Левитан так(же), как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени — самого дорогого и (мимо)лётного времени года.

За столы, на которых стояли десятки приборов и ёмкости (на)подобие кувшинов, садились лишь (по)двое.

Ответ: будто, слегка

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Дину встретил весе(1)ий апрельский день с остатками снега по обочинам дороги, с залепле(2)ыми дорожной слякотью машинами, с синим, врва(3)ых облаках небом: обычный петербургский апрельский ветре(4)ый день.

Ответ: 12 <или> 21

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Через открытое окно доносились то гудки паровозов то лай собак.

2) Миша не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.

3) Писатели и журналисты широко используют пословицы и поговорки в своих произведениях.

4) Кистью Айвазовского двигало неуёмное желание подарить миру новые поэмы о величественной борьбе человека со стихией и о неизведанной красоте лучезарного моря о родных просторах и о далёких побережьях.

5) Весна выдалась сухая тёплая и лишь изредка выпадали короткие дожди.

Ответ: 14 <или> 41

16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Едва (1) поднявшееся над горизонтом (2) солнце (3) разрывая густую завесу туч (4) пронизывало морские волны золотым сиянием.

Ответ: 34 <или> 43

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я (1) признаться (2) всегда очень волнуюсь, когда выхожу на сцену (3) однако (4) стараюсь тщательно это скрывать.

Ответ: 123 <или> другая последовательность этих цифр

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Большой пароход (1) в ожидании (2) которого (3) ребятня с раннего утра толпилась на пристани (4) причалил к берегу под громкий свист и восторженные крики встречавших.

Ответ: 14 <или> 41

19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Василий вошёл в многолюдный парк (1) и (2) хотя он понимал (3) что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко (4) но сегодня ему хотелось улыбаться (5) и думать только о хорошем.

Ответ: 134 <или> другая последовательность этих цифр

Прочитайте текст и выполните задания 20 — 24.

(1)Без сомнения, старость — это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым — такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем — стары мы или молоды — ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, — а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)...Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по Г. Гессе*)

* Герман Гессе (1877 — 1962) немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старость — это не повод отказываться от труда и уходить на пенсию: нужно продолжать работать, любить своё каждодневное занятие и отдаваться ему со всей душой.

2) Большинство людей мчится по жизни в погоне за желаниями, мечтами, страстями, принимая близко к сердцу удачи и разочарования.

3) В старости у людей появляется много свободного времени, поэтому им легче обучать молодое поколение, делиться опытом.

4) Рассказчик ранее не был знаком с той женщиной, с которой он встретился, когда развёл костёр в своём саду.

5) Практически все старые люди любят говорить о болезнях, жаловаться на свои болячки и очень обижаются, когда их не хотят слушать.

Ответ: 24 <или> 42

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 противопоставлено по смыслу предложению 2.

2) В предложениях 5 — 6 представлено рассуждение.

3) В предложениях 9 — 11 представлено повествование.

4) В предложениях 12 — 13 представлено описание.

5) В предложениях 17 — 18 представлено повествование.

Ответ: 23 <или> 32

22. Из предложения 4 выпишите разговорное слово.

Ответ: увильнуть

23. Среди предложений 5 — 10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора.

Ответ: 6

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 — 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

24. «В представленном тексте Г. Гессе заставляет читателя задуматься над серьёзными вопросами. Делясь с нами собственными размышлениями, часть ответов на эти вопросы он формулирует прямо и открыто, а часть оставляет между строк для внимательного читателя. Среди богатого ассортимента средств художественной выразительности, который умело используется автором, стоит выделить такие тропы, как (А) ... (светлой и ясной жизни природы, тихая грусть) и (Б) ... (в предложениях 12 — 13). В области лексики весьма выразительны (В) ... (например, в предложениях 1, 3). А в области синтаксиса

особое место занимает такой приём, как (Г) ... (недели, месяцы, годы, десятилетия в предложении 7)».

Список терминов

1) ирония

2) антонимы

3) парцелляция

4) просторечие

5) градация

6) восклицательные предложения

7) эпитеты

8) гипербола

9) метонимия

Ответ: 7125

А

Б

В

Г





Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ. Вариант 1, 2

Основные проблемы

Позиция автора

1. Проблема отношения к старости. (Как нужно относиться к старости?)

1. Старость — необходимая ступень жизни, у неё есть своя красота и смысл. Нужно уметь принять старость, а не бояться или ненавидеть её.

2. Проблема отношения старых людей к своим болезням и несчастьям. (Как в старости относиться к своим болезням и бедам?)

2. Нужно со здоровой иронией относиться к горестям и болезням, которые настигают человека в старости.

3. Проблема отношения молодого поколения к старым людям (людям престарелого возраста). (Как молодому поколению нужно относиться к людям преклонного возраста?)

3. Молодым не стоит считать старых людей «побеждёнными» жизнью. В старости человек, спокойно созерцая жизнь, проявляет ум и терпение к себе и другим.