Русский язык Подготовка к ЕГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2017


Вариант 4

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1) Расположенный в северо-восточном углу Африки Египет — родина древнейшей цивилизации. (2)Известно, что за три, четыре и даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена ещё носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, где процветали сельское хозяйство, ремёсла и литература. (3)<...> больше всего египетская цивилизация прославилась грандиозными инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и колоссальными архитектурными сооружениями, развалины которых вызывают удивление даже у современных техников.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Египет расположен на северо-востоке Африки, он является родиной величайших цивилизаций Азии.

2) По уровню развития Древний Египет равновелик современным ему цивилизациям Европы.

3) Помимо иных своих достижений, древняя цивилизация Египта прославилась грандиозными инженерными работами и колоссальными архитектурными сооружениями.

4) Египет был страной с высокоразвитой религиозной культурой, литературой и изобразительным искусством.

5) Египет уже в глубокой древности был цивилизованным государством, прославившимся, помимо всего прочего, инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и крупнейшими архитектурными сооружениями.

Ответ: 35<или> 53

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

То есть

Но

Так как

Например,

Таким образом,

Ответ: но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова работа. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Работа, -ы, ж.

1) только ед. Преодоление сопротивления движущимся телом (физ.). Единица работы.

2) только ед. Качество или способ исполнения. Вещь тонкой работы. Мебель заграничной работы. Аккуратная р.

3) Служба, занятие в каком-н. предприятии, учреждении как источник заработка. Выйти на работу.

4) Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Оросительные работы.

5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы.

Ответ: 4

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена

буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

укрЕпит

шофЁр

цепОчка

сОгнутый

ворвалАсь

Ответ: укрепит

5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Настя пришла в клуб в каком-то невыразительном буднем платье из хлопковой ткани.

Парикмахер Леонард был искусным мастером бритья и перманента.

Территорию усадьбы огородили забором, а около этого забора посадили берёзки.

Павел слыл удачливым охотником: в райцентре местные охотники завидовали его трофеям.

На очаге в небольшом глиняном горшке что-то варилось.

Ответ: будничном; будничный

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Обеих женщин

Четырьмястами подписчиками

пара полотенец

Промок под дождём

поступил более честнее

Ответ: более честно; честнее

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение построения предложения с причастным оборотом

Предложения

1) Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящемуся вдаль по безбрежным волнам времени.

2) Природа играет огромную роль не только в творчестве художников, но и композиторов, писателей, людей других творческих профессий.

3) Благодаря оперативному вмешательству экспертов ситуация разрешилась благополучно.

4) Выходя из комнаты, плечи Наденьки подёргивались от всхлипываний.

5) В «Диком помещике», как и в других своих сказках, М. Е. Салтыков-Щедрин использует фольклорные традиции описания героев.

6) В 1838 году М. Ю. Лермонтов начал работу над романом «Героем нашего времени».

7) В. В. Набоков писал, что для Гоголя пейзажи, портреты, интерьеры намного важнее, чем сами сюжеты.

8) Птицы обладают сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту.

9) По возвращению из Болгарии супруги занялись обустройством дома. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 96241

А

Б

В

Г





8. Определите слово, в котором пропущена непроверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..ряющий

обж..гаться

сув..ренитет

заб..ру

оштр..фовать

Ответ: суверенитет

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

н..право, р..зжечь

с..змала, спорт..гра

и..пуг, ра..задорился

о..жался (от пола), по..толкнул

пр..обрёл, пр..града

Ответ: направо, разжечь

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

задумч..вый

вздраг..вать

осва..вать

пул..вой

Ответ: пулевой

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завис..вший

умо..шься

вид..мый

увол.. нный

постел..шь

Ответ: видимый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тугие бутоны ещё (не)распустившихся роз источали тонкий аромат. (Не)громкий, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.

Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (не)лишена обаяния.

(Не)дожидаясь разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату. Это был (не)кто иной, как мой друг Борька.

Ответ: негромкий

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Что(бы) добраться до речки, где водилось много рыбы, нужно было (с)начала ехать сорок километров по узкоколейке, а потом километров тридцать идти пешком.

У Евгения Базарова — главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» — не было никого, кто бы (по)настоящему понимал его, верил ему, уважал и любил его и к кому он сам относился бы так(же).

В лесу было темно, (за)то тепло и тихо, и (на)протяжении целого часа я сидел на старом пне, вдыхая лесные ароматы и слушая тишину.

(По)тому, что говорила бабушка, было ясно, (на)сколько сильно она любит свою деревню и свой маленький бревенчатый домик.

(Из)за громкого шума Лёнька (по)просту не услышал слов Вари.

Ответ: чтобы, сначала

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На берегу было ветре(1)о. Возмущё(2)ый океан с шумом накатывал волны на безлюдный песча(3)ый берег. Юлька, не замечая надвигавшегося шторма, неподвижно сидела на макушке валуна: она была погруже(4)а в свои мысли.

Ответ: 2

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Михаил сурово и отрывисто на всех покрикивал и выглядел взволнованным.

2) Сердце в груди задрожит и забьётся и потонет в приятных воспоминаниях.

3) Большие облака мерно плыли по небу и то закрывали то открывали солнце.

4) Мама любила стихи и книги деревья и небо.

5) Всё кругом цвело жужжало пело и светлое чувство охватывало душу.

Ответ: 34 <или> 43

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Шиповник (1) покрытый множеством острых игл (2) стоял на опушке (3) повернувшись большими цветами (4) к солнцу.

Ответ: 123 <или> другая последовательность этих цифр

17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

У нас в России самый (1) казалось бы (2) непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным и значительным. Особенно глубоко это понимал (3) по мнению К. Паустовского (4) писатель Лесков.

Ответ: 1234 <или> другая последовательность этих цифр

18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выдающийся русский химик Д. П. Коновалов (1) многие работы (2) которого (3) вошли в золотой фонд науки (4) был одним из организаторов химической промышленности на рубеже XIX — XX веков.

Ответ: 14 <или> 41

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через несколько дней (1) когда обида стала угасать (2) и (3) поступок Андрея перестал казаться таким уж плохим (4) как думалось Вовке поначалу (5) друзья решили встретиться и поговорить.

Ответ: 145 <или> другая последовательность этих цифр

Прочитайте текст и выполните задания 20 — 24.

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

(4)Трепотня! — мрачно говорил Берг. — (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. — (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!

(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.

(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:

— (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.

(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали, трепетали, на чистом полу, а за дверью сияла, цвела тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)А Ваня перевёз его на дальний берег.

(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.

...(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж».

(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины.

(31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.

— (32)Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) — русский советский писатель, классик русской литературы.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Берг не понимал значения слова «родина» до того, как провёл почти месяц на озере в муромских лесах.

2) Берг отправился в муромские леса к своему другу Ярцеву, чтобы заняться рисованием пейзажей.

3) Первый пейзаж Берга был написан акварелью.

4) Ваня Зотов, сын художника, привозил Бергу продукты и почту, пока тот был на озере.

5) Поездка Берга на озеро в муромские леса состоялась в начале осени.

Ответ: 24 <или> 42

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 10 — 11 представлено рассуждение.

2) В предложениях 22 — 23 представлено повествование.

3) Предложение 24 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.

4) В предложении 28 представлено описание.

5) Предложение 30 разъясняет то, о чём сказано в предложении 29.

Ответ: 25 <или> 52

22. Из предложений 18 — 21 выпишите слово со значением «высокопарный, напыщенный».

Ответ: выспренним, выспренний

23. Среди предложений 18 — 23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза, личного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 21

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 — 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

24. «Рассказ К. Г. Паустовского «Акварельные краски» совмещает в себе простоту формы и глубину художественного содержания. В синтаксисе текста следует отметить использование автором такого приёма, как (А) ... («неделями, годами, десятилетиями» в предложении 31).

А синтаксическое средство (Б) ... (предложения 4, 6, 8) — добавляет тексту живых человеческих эмоций. Ещё один приём — (В) ... («Берг» в предложениях 24 — 26, «всё» в предложении 25) — играет подчёркивающую, усилительную роль. А такой троп, как (Г) ... (предложения 19, 25), в очередной раз показывает нам мастерство Паустовского как художника слова».

Список терминов

1) метафора

2) метонимия

3) парцелляция

4) восклицательные предложения

5) градация

6) эпифора

7) сравнительный оборот

8) просторечие

9) лексические повторы

Ответ: 5491

А

Б

В

Г





Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ. Варианты 3 и 4

Основные проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимосвязи любви к родине и любви к родной природе. (Как взаимосвязаны любовь к родной природе и любовь к родине?)

1. Любовь к природе и любовь к родине неразрывно связаны: через любовь к природе у человека формируется любовь к родине.

2. Проблема формирования в человеке любви к родине через любовь к природе. (Как в человеке можно развить любовь к родине?)

2. Любовь к родине формируется через любовь к родной природе.

3. Проблема роли природы в жизни человека. (Как природа влияет на жизнь человека?)

3. Природа играет огромную роль в жизни человека. Она обогащает человека, делает его жизнь «весёлой» и «прекрасной».