ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК - О. Г. Назаренко 2008

РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Глава 1. Служебно-деловое общение

Служебно-деловым общением называется взаимодействие людей, которое подчинено решению определённой производственной, коммерческой, или научной задачи. Поведение людей в любой социальной организации (учреждение, контора, фирма) имеет следующие особенности. Психологически деловое общение должно быть формализованным, отстранённым и официальным, т.к. за каждым работником нормативно закреплён стандарт поведения в виде структуры прав и обязанностей. Иерархичность построения организации создаёт отношения подчинения, зависимости, неравенства.

Каковы же требования к речевой коммуникации в деловой среде?

1. Чётко определите цель своего сообщения.

2. Делайте его понятным и доступным, иллюстрируйте примерами общие положения.

3. Делайте его кратким, сжатым, конкретным.

4. В разговоре следуйте правилу активного слушания (вопросы, обращения).

Очень важной является выработка умения слушать. Люди, общаясь, разговаривая, слышат друг друга. Но «слышать» и «слушать» не совсем одно и то же. Слышать - значит физически воспринимать звук, слушать - значит сосредоточиться на воспринимаемом, понимать его значение. Люди часто плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их реальных интересов. Правильно слушать, выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в суть, умеют только 10% людей. Чаще всего, когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то прекращаем слушать и ждём своей очереди высказаться, подбираем слова, готовим достойный ответ. В споре увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не слышим собеседника. Умение слушать - это необходимое условие правильного понимания

позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, культура общения.

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления, понимания речи говорящего, возможность сосредоточиться на речи партнёра, умение понять своего собеседника. Ниже приводится анкета, позволяющая определить, умеете ли вы правильно слушать? Оцените себя, используя следующую шкалу:

«всегда» - 4 балла

«почти всегда» - 3 балла

«редко» - 2 балла

«никогда» - 1 балл.

Анкета

1. Я даю возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая.

2. Я слушаю «между строк», особенно беседуя с людьми, в словах которых содержится скрытый смысл.

3. Я пытаюсь активно развивать способности к запоминанию услышанной информации.

4. Записываю наиболее важные детали сообщения.

5. В этих записях я концентрируюсь на фиксации главных факторов и ключевых фраз.

6. Зачитываю говорящему существенные детали его сообщения до того, как разговор окончен, для того, чтобы убедиться в правильном понимании.

7. Удерживаюсь от того, чтобы остановить говорящего, если нахожу его сообщение скучным или испытывая личную неприязнь к нему.

8. Избегаю проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда взгляды говорящего отличаются от моих собственных.

9. Я отвлекаюсь во время слушания.

10. Выражаю подлинный, искренний интерес к тому, что говорит другой человек.

Итак, если вы получили

32 или более баллов - Вы идеальный слушатель.

От 27 - 31 баллов - Вы слушатель выше среднего уровня.

От 22 - 26 баллов - Вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны практиковаться в слушании.

Если Вы получили 21 балл и меньше, это значит, что многие сообщения, получаемые Вами, будут восприняты в искажённом виде.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется деловым общением?

2. Каковы требования к речевой коммуникации в деловой среде?

3. В чем проявляется умение слушать?

4. Каково значение умения слушать?

5. Каковы результаты Вашего анкетирования?