Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Часть II
Приставки-труженицы
Поговорим о всех приставках сразу

Игра с приставками

Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они догадывались, что надо сделать. Эта игра выглядела примерно так:

- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

- Представили!

- Я вам скажу: “В!” Что вы сделаете?

- Включим телевизор.

- А если я скажу: “Пере!”?

- Переключим на другую программу!

- А если я скажу: “Вы!”?

- Значит, надо выключить!

- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: “Подо”?

- Пододвинемся к вам вместе со стульями.

- А если я скажу: “Ото”?

- Тогда отодвинемся.

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несет смысл. Это прекрасно понимали и участники игры, и вы, когда читали ее описание.

Много ли на свете приставок?

Все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их и слышите, и произносите, и читаете. Сколько же их? Возьмите бумагу и ручку, вспомните как можно больше, запишите и пересчитайте.

И вот тут-то оказывается...Оказывается, что знать и вспомнить - это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они “приходят в голову” с большим трудом. Многие ваши хорошие знакомые ни за что не хотят “вспоминаться”. На примере этой работы можно выяснить важный вопрос: хорошая ли у вас память? Если вам пришло в голову приставок тридцать, значит - хорошая. А если больше сорока - просто превосходная! Если же меньше - не огорчайтесь, вы еще разовьете свою память.

Когда вы сделаете все, что смогли, отложите работу на денек-другой. За это время вам наверняка придет в голову еще несколько приставок. Когда вы почувствуете, что больше уже ничего придумать не можете, сверьте свой список с нашим.

Здесь 49 приставок и их вариантов (варианты заключены в круглые скобки). А сколько вам удалось вспомнить самостоятельно? Есть ли в этом списке такие приставки, которых вы никогда не слышали и не видели? Скорее всего, нет. Просто вы не смогли вспомнить всех своих знакомцев, а значит, вам необходимо постоянно тренировать свою память.

Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь.

Нивы сжаты, рощи голы,      Что совсем-совсем немного

От воды туман и сырость.      Ждать зимы седой осталось.

Колесом за сини горы      Ах, и сам я в чаще звонкой

Солнце тихое скатилось.      Увидал вчера в тумане:

Дремлет взрытая дорога.      Рыжий месяц жеребенком

Ей сегодня примечталось,      Запрягался в наши сани.

Понравилось вам стихотворение Сергея Есенина? Его стихи как живые картины. Вы читаете - и эти картины оживают в вашем воображении: поля, с которых убран хлеб; осенние рощи, уже утратившие листву; горы, которые вдалеке кажутся синими; туман над рекой.

Есенин, родившийся в селе Константиново, на Рязанщине, полюбил природу с ранних лет. Прочитайте отрывок из его детских воспоминаний: “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и я радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”.

Особенно глубоко и нежно поэт любил животных. Он никогда их не обижал: “И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове”. Он жалел и заезженную лошадь, и дряхлую корову с выпавшими зубами, и собаку, у которой хозяин отобрал новорожденных щенков. В голодные годы он делился едой с бродячими псами на улицах. Ему всегда хотелось помочь животным: “Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит”.

Для разных приставок - разные законы

Теперь надо раскрыть секреты правописания приставок. Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от их произношения. Например, в словах отпер, отперла, отдеру пишем приставку от-, хотя во втором слове ясно слышим [ат-], а в третьем [ад-]. Первая группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с. разбавить, но расправить; рассорить, но раззадорить. С ними надо держать ухо востро (т.е. быть настороже).

К третьей группе относятся только две приставки: при- и пре-. Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)

Сколько их?

Приставки первой группы пишутся всегда одинаково.

С некоторыми из них нет никаких хлопот. Это приставки вы- (вышел), су- (суглинок), у- (ушел). Бывает только под ударением па- (пасынок), редко встречается прапрадед, прадедушка, прабабушка).

Большинство приставок первой группы подчиняется “главному” правилу. Гласные в них пишутся в безударном положении (слабая позиция) так, как в ударном (сильная позиция).

Например, досыта, поэтому доехать; оземь, поэтому ознакомить. Согласные в приставке перед глухими и звонкими (слабая позиция) пишутся так, как и перед гласными или сонорными (сильная позиция): сдать, потому что срезать; обтереть, потому что обмереть.

Приставки первой группы надо быстро “узнавать в лицо”, чтобы не спутать с другими. Вы можете подумать, что это легкое правило и опасности сделать ошибку здесь нет. Неверно. Ведь звучать гласные и согласные в приставках будут по-разному (в зависимости от позиции). Например, в слове подписать вы ясно слышите звук [т], а в словах сжечь и сдавить - не [с], а [з]. Хочется написать так, как слышишь! Не поддавайтесь этому искушению! Рассуждайте так:

Секрет безошибочного письма

  Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного письма несложен. Надо просто узнавать их в словах.

  Увидев приставку первой группы, вы сразу будете знать, как она пишется. Например, вы вдруг усомнитесь: что пишется в слове подмигнуть - о или а? И сразу скажете себе: да ведь это же приставка под-! Она в первой группе! Ни о каком а здесь не может быть речи! Или вдруг задумаетесь: в слове отгладить нужно т или, может быть, д? А может быть, вообще “ад” - “адгладить”? Знание приставок вам уверенно подскажет: приставок “од” и “ад” не бывает! Есть только приставка от-. Поэтому написать “од” или “ад” просто невозможно! Хорошее знакомство с приставками спасет вас от ошибки, так же как хорошее знакомство с грибами спасает от несъедобного гриба.

Игры с приставками

Чтобы наладить это хорошее знакомство, давайте поиграем с приставками в разные игры.

Игра первая: приставка или нет?

Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрат со— приставка, а в словах сонный или сосна - нет. Вам будут даны слова, а вы определите, в каких из них приставка, а в каких нет. Например, пакля паводок. Вы, конечно, догадались: в слове пакля нет приставки, а в слове паводок - приставка па-.

Какой способ надо применить, чтобы определить это? Очень простой. Вы помните, что все морфемы - носители смысла.

Если отделить одну морфему, например, приставку, оставшиеся части будут иметь свои “смыслиночки”. А если “смыслиночек” не будет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово. Например, отделили от слова паводок па- - остались осмысленные морфемы -вод- и -ок. Значит, па - — приставка. Отделили па- от слова пакля - получилось бессмысленное “кля”. Значит, здесь пане приставка.

  А теперь - играем! Выделите приставки в словах:

1) ворваться, воевать, ворох, вогнать; 2) добраться, домашний, доверить, доброта; 3) озабоченный, оловянный, одеревенеть; 4) предвидеть, предсказать, предмет; 5) заработок, зарево; 6) подписать, порох, подправить; 7) сотрудник, соловей, соединение; 8) поездка, полоса, полеводство, полено.

Игра вторая: прятки с приставками.

Тут вы можете нам не поверить: какие у приставки могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка в слове провод? Конечно, в начале. А в слове водопровод? “Вот это да! - наверное, скажете вы. — Приставка оказалась в середине слова!” Почему так получилось? Потому что слово “склеилось” из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине “склеенного” слова. Таких слов в нашем языке немало. Например, сошедший с тротуара человек. В слове сошедший приставка вначале. А в слове сумасшедший? Две приставки с-: одна вначале, а другая в середине.

А теперь - за игру!

  Найдите в “склеенных” словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове!

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость.

Запишите эти слова в тетрадь, употребляя все способы запоминания!

Придумайте сами как можно больше “склеенных” слов, в которых есть приставка, спрятавшаяся в середине.

А могут ли приставки спрятаться куда-нибудь еще? Могут. Куда же? Друг за дружку. Дело в том, что в слове может оказаться не одна приставка, а больше.

Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их.

  1) Готовить, подготовить, переподготовить; 2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) прошло, позапрошлый; 5) носить, износить, поизносить, непроизносимый; 6) водить, изводить, производить, непроизводительный.

Когда приставок в слове две или три, то, даже если они хорошо знакомы, может возникнуть “ошибкоопасное” положение: в такой “толпе” из приставок легко не заметить какую-нибудь и не обратить внимания на то, как она пишется.

  А теперь из слов, с которыми вы только что работали, выпишите те, в которых по три приставки. Запомните их, употребляя все способы запоминания!

  Поищите в словарях или в текстах слова с двумя и тремя приставками. Запишите в тетрадь 10-15 таких слов.

Узнаете ли вы приставки первой группы?

Попробуем найти приставки первой группы среди всех других приставок.

  I. Выпишите из данных слов только те, в которых есть приставки первой группы. (В случае затруднения смотрите в список приставок, а также в “Школьный словарь строение слов русского языка” 3. А. Потихи.)

  1) Свистнул, 2) сгорел, 3) надписал, 4) надеялся, 5) предмет, 6) предводитель, 7) избежать, 8) сбежать, 9) приложить, 10) проложить, 11) смотреть, 12) рассмотреть, 13) сглазить, 14) поглазеть.

II. Выпишите из отрывка только слова с приставками первой группы.

Приемник называется транзисторным. В тот вечер, когда нам его подарили, мы все время слушали передачи. Я с ним здорово научился управляться, и антенну то убирал, то выпускал, и все колесики вертел, и музыка звучала непрерывно и громко.

Я переводил его с одной станции на другую, и настроение у меня было самое распрекрасное. (В. Драгунский.)

  Перед глухими согласными “ошибкоопасны” приставки, оканчивающиеся на звонкую согласную: пред-, под-, над-, в-, об-, а перед звонкими приставки с глухим звуком: от- и с-.

  Не будем отступать перед этой опасностью! Пишем приставки одинаково!

  Из данных слов выпишите только те, в которых приставки “ошибкоопасны”.

1) Вложить, всунуть, предвидеть, подтягивать, подметать, подрумянить, подтрунивать, облепить, обсуждать, обставить, оборвать.

2) Надбавить, надписать, предписать, предложить, отбросить, отгонять, отсоветовать, отделать, съехать, сгустить, спрыгнуть, сжалиться.

  Сейчас вы будете работать с “отрезками” слов.

  I. Добавляя к каждому “отрезку” приставки первой группы, образуйте как можно больше слов. Для этого откройте список приставок первой группы. К каждому “отрезку” слова “примерьте” поочередно все приставки. С некоторыми из них слова не получаются. Выберите нужные.

1) ..делать, 2) ..вергнуть, 3) ..ставить, 4) ..твердить, 5) ..дать, 6) ..жимать, 7) ..делить, 8) ..точить, 9) ..пирать, 10) ..править.

  II. Запишите данные слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, подтаять, надпилить, вкладывать.

  III. Выпишите из текста слова с приставками первой группы. (Проверяйте себя по словарю 3. А. Потихи.)

  Летучая мышь

В далекие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и все выжидала, чья возьмет. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец все-таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали ее. И к зверям ей уже пристать нельзя было. С тех пор летучая мышь живет по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристает ни к зверям, ни к птицам. (Л. Н. Толстой.)

Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой басни.

Постарайтесь вспомнить, что вы знаете о писателе Л. Н. Толстом, а потом прочтите наш рассказ о нем.

У Толстого было восемь детей и двадцать шесть внуков. Некоторые из них написали воспоминания о нем. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об “уроках жизни”, которые давал ему дед. Лев Николаевич делал это так незаметно, что внук оценил их, только став взрослым. Воспоминаниями об “уроках на целую жизнь” Сергей Сергеевич поделился с читателями.

Первый урок Л. Н. Толстого

Мальчику сказали, что приехал его дедушка, отец папы.

“Где же он?” - спрашиваю я. В ответ слышу: он внизу на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским (дедом Сергея Сергеевича по матери), Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая ее вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях.

  Какой же жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?

Вначале попробуйте сами ответить на этот вопрос. Потом прочитайте, что по этому поводу думал Сергей Сергеевич.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она “ошибкоопасна”. Во-первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во-вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стер вряд ли кто-нибудь напишет

букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться - четко слышится [з]. Но мы-то с вами на эту удочку не попадемся!

  Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить: это приставка первой группы, и пишется она всегда одинаково»

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з.

Это  здесь здание здоровье

Как вы думаете, нарушают ли эти слова правило? Чтобы ответить на вопрос, попробуйте выделить в них приставки. Получилось? Вряд ли. Потому что в этих словах нет приставок. Буква з входит в их корень.

  Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

Мы о них вспомнили, чтобы они нечаянно не сбили вас с толку и не “перепутались” со словами на приставку с-.

А теперь потренируемся.

Вставьте в следующие слова пропущенную букву з или с.

  1) „гущенное молоко, 2) прекрасное „доровье, 3) „берегательная касса, 4) „дание кинотеатра, 5) „дешние жители, 6) „горбленный человечек, 7) „бритая борода.

Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

Вспомните, какая еще приставка, кроме с-, “ошибкоопасна” перед звонкими согласными. Нашли? Это приставка от-.

  I. От данных слов образуйте и запишите по два слова: одно с приставкой от-, а другое с приставкой с-.

  Дать, бить, грести, гладить, жать, бросить.

  II. Напишите слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

Сгустить, сгорбиться, здоровяк, сжалиться, сжечь, сжаться, здешний, сгрызть, сгладить, сглазить, здравствуй.

Ответы:

— Сжаты, скатилось, взрытая, примечталось, ««много, увидал, запрягался.

— 1) Ворваться, вогнать; 2) добраться, доверить; 3) озабоченный, одеревенеть; 4) предвидеть, предсказать; 5) заработок; 6) подписать, подправить; 7) сотрудник, соединение; 8) поездка.

  Громоотвод, водопроводчик, деревообделочный, мясоперерабатывающий, сногсшибательная.

— 1) под-готовить, пере-под-готовить; 2) no-дать, пре-по-дать; 3) о-стано- вить, прм-о-становить; 4) про-шло. по-зо- про-шлый; 5) из-носить, по-из-носить, «е-про-из-носимый; 6) из-водить, про-из- водить, не-про-из-водительный.

I. 2), 3), 6), 8), 10), 13), 14).

II. Называется, подарили, передачи, научился, управляться, убирал, выпускал, непрерывно, переводил.

— 1) Всунуть, подтягивать, подтрунивать, обсуждать, обставить. 2) Надписать, предписать, отбросить, отгонять, отделать, сгустить, сжалиться.

  I. 1)до-, за-, недо-, от-, пере-, по-, под-, про-, с-; 2) по-, под-, с-, от-; 3) вы-, в-, до-, за-, над-, на-, о-, об-, от-, пере-, пред-, предо-, по-, под-, про-, со-; 4) за-, под-, у-; 5) вы-, за-, недо-, об-, от-, пере-, по-, под-, про-, с-; 6) вы-, до-, за-, от-, пере-, по-, под-, при-, с-; 7) вы-, об-, от-, по-, у-; 8) за-, на-, об-, по-; 9) за-, на-, от-, по-, под-; 10) в-, вы-, за-, от-, по-, под-, на-, пере-.

  III. Выжидала, сначала, побивать, называла, передалась, уверяла, прогнали, сумерками.

Неверные друзья никому не нужны.

  Лев Николаевич, как мне думается, нарочно пошел на кухню разговаривать с кухаркой: он хотел показать мне, а может быть, и моему другому деду, что ко всем людям надо относиться одинаково... что всякий труд одинаково достоин уважения.

И для некоторых наших ребят этот урок жизни, который дал мне Лев Николаевич, может быть полезен: уважай всякого трудящегося и помни, что у нас все виды труда пользуются уважением. (С. Толстой.)

— 3 - 2), 4), 5). С - 1), 3), 6), 7).