Технологические карты уроков к курсу «Русский язык» - О. Б. Калинина 2018


О даре слова

Урок 1*. Знакомство с учебником. Оформление, форзацы, оглавление

Тип урока: вводный урок.

Задачи урока: познакомить с учебником и рабочей тетрадью, мотивировать учащихся на изучение предмета «Русский язык», упражнять в написании букв.

Планируемые результаты: ориентироваться в учебнике, высказывать мнения, предъявлять знание изученного в 1 классе.

Оборудование: учебник, ЭД…

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня нам предстоит познакомиться с учебником русского языка для 2 класса.

Как вы думаете, с чего нужно начать знакомство с книгой? Где можно узнать о содержании учебника?

Организует включение детей в постановку задач урока.

Определяют свои действия по знакомству с книгой.


2. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ

1. Знакомство с обложкой. О чём нам может рассказать обложка учебника?

2. Знакомство с первым форзацем. Что можем узнать из этого маршрутного листа? Какие разделы будем изучать? На какие вопросы поможет нам ответить учебник?

3. Учебник, с. 2 — 3. Рассмотрите условные обозначения. Сравните с учебником 1 класса. Что здесь нового? Чтение обращения авторов.

4. Полистайте учебник. Что интересного для себя вы отметили?

5. Знакомство с оглавлением (с. 142 — 143). Что мы можем узнать из оглавления? Как вы думаете, для чего в учебнике даны разделы «Проверочные работы», «Школа Грамотея», «Мастерская слова»?

6. Знакомство со Справочным бюро (с. 138 — 141). Как Справочное бюро может помочь в учёбе?

7. Учебник, с. 136 — 137. Как вы понимаете тему: «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать»? Какие проекты предлагает учебник?

8. Что находится на последнем форзаце? Зачем здесь даётся орфографический словарик, печатный и письменный алфавит? Как это можно использовать?

Организует знакомство с форзацами, условными обозначениями, оглавлением.

Создаёт условия для понимания содержания курса и его практической направленности.

Работают с информацией.

Определяют последовательность изучения материала по маршрутному листу.

Сравнивают условные обозначения учебников.

Высказывают мнения.

Делают логические заключения.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ


1. Работа в парах. Проверьте друг у друга знание алфавита.

2. Чистописание. Письмо заглавных и строчных букв Аа, Бб, Вв, Гг, Дд.

3. Выписывание из словаря слов, изученных в 1 классе.

4. Звуко-буквенный анализ слова язык.

Организует работу в парах.

Упражняет в применении изученного.

Предъявляют умения.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Мы сумели познакомиться с учебником? Как учебник может помочь вам в учёбе? Только ли на уроках пригодятся знания по русскому языку? Какие умения вы сегодня применяли? Всё ли у вас получилось? Что не получилось? Почему?

Организует рефлексию и самооценку учащихся.

Оценивают результаты своей работы, делают выводы.


Урок 2. Зачем человеку слово дано

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: мотивировать учащихся на изучение русского языка, дать представление о роли языка, слов в жизни человека, упражнять в каллиграфически правильной записи букв, буквосочетаний.

Планируемые результаты: отвечать на вопросы, переводить знаковую информацию в словесную, высказывать мнения, предъявлять знание изученного в 1 классе.

Оборудование: учебник, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




С. 6. Как называется раздел, который нам предстоит изучать? Как вы понимаете слово дар? Что значит дар слова?

На этом уроке нам нужно найти ответ на непростой вопрос: «Зачем человеку слово дано?» Чтобы ответить на трудный вопрос, как будем работать? Дружно, вдумчиво...) Какие качества вам пригодятся в работе? (Внимательность, вдумчивость, умение объяснять, доказывать.)

Включает в постановку задач личностного характера.

Ставят задачи личностного характера.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




Зачем человеку использовать дар слова, когда есть другие средства передачи информации — жесты, мимика, позы, знаки?

— Какие знаки вы видите на рисунке (рис. № 1)? Что они обозначают? Какие знаки помогают нам ориентироваться в учебнике? Видите, всё понятно без слов. Зачем же мы используем дар слова? А на рисунке изображены такие ситуации?

Организует обсуждение вопроса с опорой на учебник.

Высказывают мнение.

Находят знаки, переводят знаковую информацию в словесную.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Чистописание (Рт № 1, с. 3)

2. Работа с текстом № 2. Выписывание ответа на вопрос.

3. Лексико-орфографическая работа со словами язык, человек.

4. № 4 (с. 7). Какие речевые действия мы осуществляем с помощью дара слова?

5. № 5. Чтение и обсуждение пословицы.

Организует работу по развитию мелкой моторики руки, поиск ответа на вопрос в тексте, лексико-орфографическую работу со словами.

Тренируют руку.

Ищут в тексте ответ на вопрос.

Определяют лексическое значение слов, орфограммы.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




В начале урока мы планировали работать дружно, вдумчиво, ... . Получилось это у нас? Какие качества вы использовали в работе? Какие нужно ещё развивать? Как же мы теперь ответим на вопрос: «Зачем человеку слово дано?» Как нужно относиться к дару слова? Какие речевые действия мы выполняли на уроке благодаря этому дару?

Организует рефлексию, самооценку.

Мотивирует на развитие дара речи.

Отвечают на вопросы рефлексирующего характера, оценивают свою работу.

Делают выводы.


5. Д/з: выучить и записать словарные слова, № 5 (записать пословицу), Рт № 1, № 2.

Мотивирует на заучивание пословиц как народной мудрости.



Урок 3. Наш родной язык — русский

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: дать общее понятие о русском языке как родном языке русского народа и как государственном языке России, упражнять в каллиграфически правильной записи букв, буквосочетаний, слов.

Планируемые результаты: ориентироваться в учебнике, высказывать мнения, предъявлять знание изученного в 1 классе.

Оборудование: учебник, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Кто помнит, какие пословицы вы записали дома? Как вы поняли их смысл? Молодцы! Пословицы украшают, делают богаче речь человека. Какие словарные слова встретились в них?

2. Зрительный диктант: язык, человек, хорошо.

3. А что объединяет эти пословицы? Молодцы, конечно, тема. Эти пословицы о речи, об общении. А всегда ли люди понимают друг друга?

Мотивирует учащихся на включение пословиц в речь.

Развивает орфографическую зоркость.

Предъявляют знание пословиц.

Выделяют общий признак (тему).


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




1. № 1 (с. 8). Обсуждение вопросов учебника.

2. № 2. — А на каком языке говоришь ты? Какой язык для тебя родной?

Чему будет посвящён урок? Как учебник помог вам это определить? Какие задачи будем решать? Какие слова будут главными сегодня на уроке? (Русский язык, русский народ, иностранный язык).

Организует обсуждение и подводит детей к определению темы и задач урока.

Уточняют свои представления о многонациональном устройстве мира.

Определяют тему и задачи урока по заголовку и опорным словам.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




(Запись в словарик с проговариванием и подчёркиванием орфограмм: русский, язык, народ, Россия).

3. — Почему русский язык мы называем родным? Поищем ответ на этот вопрос в тексте.

1)  Самостоятельная (устная) работа с текстом А. Н. Толстого (№ 4).

2) Коллективное обсуждение ответов.

А о чём нам расскажут выделенные в тексте слова? (Родина, родной, народ имеют общую часть -род-.)

Запишем ещё одно словарное слово — Родина.

Организует работу по совершенствованию техники письма.

Ставит перед учащимися главные вопросы урока, инициирующие детей к высказыванию личного отношения к родному языку, к его изучению.

Организует разные формы работы с текстом: индивидуальные, коллективные.

Акцентирует внимание на правописание словарных слов.

Анализируют соединения.

Выполняют работу по образцу, оценивают её выполнение.

Осмысливают и формулируют личное отношение к русскому языку, к его изучению.

Соотносят свои представления с информацией текста.

Выполняют задание по инструкции.

Выбирают главное предложение.

Объясняют своё мнение.

Ищут информацию в тексте.

Дают ответ с опорой на контекст.

Предъявляют и обсуждают результаты своей работы.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




— Как вы сейчас ответите на главные вопросы урока: — Кто создал русский язык? Что он для вас значит? Нужно ли его учить, если вы на нём говорите?

— Изменились ли ваши ответы на эти вопросы по сравнению с началом урока? Что вы для себя поняли на уроке? Какие выводы сделали?

Организует рефлексию работы на уроке.

Формулируют личное отношение к русскому языку, к его изучению.

Сопоставляют своё мнение с первичным.


5. Д/з: 1) Задание на закрепление знаний — № 4. (с. 9). Выписать вопрос и ответ на него, повторить словарные слова.

2) Дополнительное задание на узнавание нового (по желанию) — № 5 (с. 9).

Кто из вас планирует не только сделать № 4, но и выполнить дополнительное задание? Очень радует, что такие ребята есть в нашем классе.

Создаёт условия для постановки познавательных задач (за счёт задания по желанию). Диагностирует познавательный интерес (по выбору дополнительного задания).

Делают выбор домашнего задания.


6. ДИАГНОСТИКА




Вы молодцы! Очень хорошо работали! Мне хочется сделать вам подарок — юмористический диалог Хрюши и Степашки (№ 6, с. 9). Чего не понимает Степашка?

Диагностирует понимание по реакции детей и их комментариям.

Выявляют и объясняют, на чём строится юмор.


Урок 4. Язык певучий и богатый

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи урока: организовать исследование особенностей русской речи, активизировать внимание учащихся на красоте родного языка (напевность, плавность, звукопись), мотивировать к изучению языковых средств.

Планируемые результаты: применять изученные фонетические знания для решения исследовательской задачи, работать в паре, высказывать мнение, делать выводы.

Оборудование: учебник; ЭФУ; схемы: гласного звука, согласных твёрдых и мягких звуков, открытого и закрытого слогов; карточки с заданием для работы в паре, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




— Была ли трудность в выполнении № 4 (с. 9)? Если была, то в чём? Повторим словарные слова. Я говорю слово так, как оно произносится, а вы повторяете так, как оно пишется: русский, язык, народ, Россия, Родина.

— Кто из вас выполнил дополнительное задание № 5 (с. 9)? Почему же народ назвал куст шиповником? А чайник чайником?

Молодцы! Ребятам, которые сами ставят перед собой задачи и решают их, многое по силам.

Проверяет выполнение заданий.

Мотивирует на выполнение дополнительных заданий.

Отвечают на вопросы, в том числе рефлексивного характера.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Послушайте высказывание К. Г. Паустовского (№ 1, с. 10). Какие особенности русской речи отмечает писатель?

Включает учащихся в постановку исследовательской задачи.

Выделяют из текста характеристики русской речи.


— Кто из вас согласен с мнением писателя? А знаете ли вы, почему русская речь так звучит? Хотели бы вы побывать в роли учёных-исследователей русского языка и раскрыть этот секрет?

Как мы должны работать? Какие качества нам пригодятся в работе над этим вопросом?


Участвуют в постановке исследовательской задачи.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




1. «Ключиками» к отгадке тайн русской речи должны стать наши знания. Сначала вспомним, как рождается устная речь.

№ 2(с. 10). Выберите слова, которые используете для ответа.

— Какие слова взяли? Почему?

2. Что мы знаем о звуках нашей речи? (Они бывают гласные и согласные; согласные бывают твёрдые и мягкие; звонкие и глухие.) Как образуются слоги? (С помощью гласных звуков.)

Восстанавливает опорные знания, полученные детьми в 1 классе.

Группируют слова, выстраивают их в логической последовательности для ответа.

Предъявляют знания о звуках речи. Используют схемы звуков и слогов.


4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ




1. Выдвижение версий по проблеме. Как вы думаете, какие из этих средств языка делают русскую народную речь плавной, напевной? (Возможные версии: 1) напевность, плавность речи связана с тем, что в словах много гласных; 2) слоги заканчиваются гласным звуком.)

2. Организация мини-исследования. Теперь нам предстоит важная работа. Каждый из вас станет «исследователем», ведь необходимо выяснить, действительно ли наши версии верны. Исследуем предложение из текста К. Паустовского № 1 (с. 10). Выпишите последнее предложение (№ 3, с. 10). (Дети списывают предложение с проговариванием.) Действительно слова в предложении звучат напевно, плавно? Выясним, от чего же это зависит.

3. Работа в парах. Вспомним правила работы в парах. Карточка для работы:

1) Посчитайте в предложении количество гласных и согласных звуков. Каких звуков больше?

2) Посчитайте в предложении число слогов, оканчивающихся на гласный звук, на согласный звук. Каких больше?

3) Обсудите друг с другом и сделайте выводы, от чего зависит напевность речи.

4. Обсуждение результатов мини-исследования. Какие результаты получились? Можно ли сказать, что плавность речи зависит от количества гласных звуков в словах? Почему? (Нет, согласных звуков больше, чем гласных; согласных 11, гласных 7.) Можно ли сказать, что плавность речи зависит от количества в словах слогов, оканчивающихся на гласный звук? Почему?

(Да, слогов, оканчивающихся на гласный звук, больше, именно поэтому слова тянутся, поются; 6 слогов оканчиваются на гласный, 2 слога — на согласный звук.)

5. Проверка вывода. Вывод, сделанный при исследовании, нужно обязательно проверять. № 4. (с. 10). (Чтение учителем или читающим учеником.) О чём этот текст? (Ответы детей.)

Давайте прочитаем этот текст, деля каждое слово по слогам, и посчитаем, каких слогов больше. Мальчики будут считать слоги, оканчивающиеся на согласный звук, а девочки — на гласный, делая пометки палочками на черновике.

Далее чтение по цепочке по предложению, выделяя каждый слог в слове голосом и паузой. Дети делают пометки на черновике. После слов мальчика из диалога остановка. Подсчёт результатов.

(11 слогов оканчиваются на гласный, 5 слогов — на согласный звук.)

Мы проверили наш вывод? Что вы можете сказать теперь? Действительно, русским словам свойственна открытость звучания, наличие гласных. Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением сочетаний нескольких согласных.

6. Организация мини-исследования. Но мы не ответили на вопрос задания к тексту — Прав ли дедушка? — Кто считает, что дедушка прав? Кто нет? Почему вы так думаете, докажите. (В словах гроза, гром, гремит звуки гр создают такое звучание.)

Давайте запишем эти слова. (Выборочное письмо: гроза, гром, гремит.)

Ребята, вы сейчас открыли ещё одну особенность русского языка — рисование или письмо звуком, звукопись.

Что эта особенность даёт языку, речи? (Можно представить то, о чём говорят.) Молодцы! Действительно, словами мы можем рисовать образы! Чтение диалога по ролям. Пожалуйста, прочитайте диалог, чтобы мы услышали образ грозы.

Организует исследование причин напевности речи.

Ставит задачу на установление зависимости свойств речи от языковых средств.

Организует самостоятельную деятельность детей.

Организует коллективное обсуждение, выводит на обобщение результатов исследования.

Вводит норму исследования — проверка выводов на другом материале.

Обращает внимание детей на особенность русской речи — звукопись.

Обозначает, что зная особенность русской речи, можно делать предположения о происхождении слов.

Высказывают версии.

Производят информационный поиск.

Выполняют задание по известному алгоритму.

Работают в паре: распределяют между собой задания, проводят слого-звуковой анализ слов.

Обсуждают результаты, делают выводы.

Доказывают своё мнение результатами подсчётов.

Корректируют результаты.

Обобщают, делают выводы.

Проверяют результаты работы.

Выполняют задание, осуществляют самопроверку.

Устанавливают зависимость звуки речи — звуки грома.

Устанавливают значение звукописи для речи.


5. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ




Юные исследователи русского языка, сможете ли вы определить, какая из скороговорок исконно русская? № 5 (с. 11). Почему? (Около кола колокола.) Какие звуки позволяют услышать звон колокола?

Организует диагностику усвоения материала.

Выбирают скороговорку на основе слогового строения слов.

Устанавливают зависимость звуки речи — звуки колокола.


6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Какие особенности устной народной речи мы выявили? (Напевность, плавность, звукопись.)

Как мы работали, чтобы решить поставленную задачу?

Что вы поняли на этом уроке? Какие выводы можете сделать?

Можно ли опыт этой работы использовать в дальнейшем? Как?

6. Д/з: Р.т., чистописание, № 1.

Задание по желанию: № 2 или № 3.

Организует рефлексию выполненной работы.

Ставит задачу на осмысление личного опыта действий.

Создаёт условия для развития познавательной активности.

Осуществляют рефлексию.

Анализируют свои действия, делают выводы. Высказывают своё мнение.


Урок 5. Язык певучий и богатый

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи урока: организовать исследование особенностей русской речи, активизировать внимание учащихся на образности, точности, краткости, меткости русского слова, мотивировать к изучению языковых средств.

Планируемые результаты: выделять образные слова, выражения; уточнять значение слов, используя толковый словарь; работать в паре; высказывать мнение, делать выводы; оценивать своё участие в общей работе.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Кто сумел восстановить скороговорку (Рт, с. 7, № 2)? Проговорим её.

2. Кто сумел расшифровать нелепицу (Рт, с. 7, № 3)? Молодцы!

3. Дома вы тренировались в чистописании. Пропишем: ев, ов, яз; певучий. Запишем тему урока: Русский язык — певучий и богатый.

Поощряет выполнение учащимися дополнительного задания.

Организует работу по совершенствованию техники письма. Подводит к теме урока.

Предъявляют результаты работы.

Тренируют руку.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Какую особенность русского языка мы открыли с вами вчера? Как вы думаете, а над чем будем работать сегодня? Конечно, нужно разобраться, почему про русский язык говорят, что он богатый. В чём выражается это богатство?

Включает учащихся в постановку исследовательской задачи.

Определяют задачу урока.


3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ




1. Выдвижение версий ответа на вопрос.

2. № 8 (с. 12). Работа с текстом стихотворения М. Яснова по вопросам учебника. Выписывание образных слов и выражений. Как выразилось богатство языка в этом стихотворении? (Автор использует образные слова, сравнения.)

3. Работа со словарными словами: рисовать, изображать.

4. № 9. Работа с пословицей по заданиям учебника. Можно ли сказать, что пословицы обогащают и украшают нашу речь? Почему?

Работа с памяткой № 2 (с. 140). Запись пословицы по памяти.

Работа со словами с близкими значениями (синонимами), определение отличий в этих значениях.

5. № 10 (с. 13). Подбор наиболее подходящих по смыслу слов на материале пословиц. Запись пословиц. Работа с толковым словарём. (с. 138).

6. № 11. Устная работа по заданиям учебника. Работа с толковым словарём. Работа в парах: выделение слов, «рисующих» действия дождя и называющих его признаки.

Предоставляет возможность выразить собственное мнение.

Учит вчитываться в заголовок.

Знакомит со сравнениями, синонимами (без термина).

Мотивирует на включение в речь пословиц.

Организует работу в парах. Представления о частях речи (без терминов).

Высказывают версии.

Прогнозируют содержание стихотворения по заголовку.

Выделяют образные слова, уточняют значение слов, используя толковый словарь.

Подбирают слова, близкие по значению.

Выделяют слова, обозначающие действия и признаки предмета.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




На какой вопрос мы искали ответ сегодня на уроке? Как вы теперь ответите на это вопрос? Что нового вы узнали, что поняли? Какие выводы можете сделать? Оцените свой вклад в общую работу: были внимательны, старательны; были активны; высказывали предположения; делали выводы.

5. Д/з: № 11 (1, 2), подготовиться к словарному диктанту.

Организует самооценку, рефлексию.

Осуществляют рефлексию результатов работы.

Оценивают своё участие в общей работе.


Урок 6. Слово. Предложение. Текст

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока: обобщить знания о слове, предложении, тексте как об основных единицах языка и речи, дать общее представление о языке и речи: речь как «жизнь» языка, мотивировать к изучению русского языка, к обогащению собственной речи.

Планируемые результаты: определять роль главных средств языка, наблюдать, делать выводы, обобщать, работать со схемой предложения.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ДИАГНОСТИКА И САМОКОНТРОЛЬ




1. Словарный диктант.

2. Самопроверка по словарю учебника.

— Написание каких слов нужно ещё заучивать?

Проверяет грамотность написания словарных слов.

Организует самопроверку.

Предъявляют результаты работы.

Проверяют грамотность письма по словарю.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте тему урока. (Выводит на электронной доске.) Как вы думаете, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на тему урока.


3. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ




1. № 1 (с. 14). Посмотрите, в этом упражнении даны слова? Почему вы так решили? Вопросы учебника.

— Для чего же служат слова в речи? Словом мы можем всё назвать, всё, что есть в этом мире.

— А для чего служат предложения? Да, с помощью предложений мы выражаем мысли. Составление и запись предложения. Выполнение заданий к упражнению.

2. № 2 (устно). Работа со стихотворением Г. Сапгира по заданиям учебника.

3. Лексико-орфографическая работа со словом лимон. Выделение лексических значений слов: лимон (плод или растение), лимончик (маленький лимон), лимонный (признак: сок — из лимона, цвет — похожий на цвет лимона). Орфографическое проговаривание и запись словарных слов. Составление и запись предложений.

4. № 4 (с. 15). А что такое текст? Можно ли стихотворение Г. Сапгира назвать текстом? Докажите.

Составление схем первых трёх предложений.

5. № 5 (с. 15). Работа по заданиям учебника.

Организует работу по выделению функции слова, предложения, текста в речи.

Подчёркивает, что хотя единицами языка являются и звуки/ буквы, и слоги, но главные единицы языка, его основные понятия — слово, предложение, текст.

Наблюдают и делают вывод, что не любой набор звуков является словом, слово имеет значение, слово называет.

Составляют предложение, ориентируясь на схему.

Определяют роль слова, предложения, текста в речи.

Переводят образную информацию в словесную.

Объясняют с опорой на образное представление о развитии растения.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




На какие вопросы мы искали ответ сегодня на уроке? Что нового вы узнали, что поняли? Как можно использовать эти знания в жизни?

5. Д/з: № 2 (письменно), № 5 (устно), 5 словарных слов. По желанию: с. 15, № 6 (устно).

Организует рефлексию.

Создаёт условия для развития познавательной активности.

Осуществляют рефлексию результатов работы.


Урок 7*. Вспоминаем о лете

Тип урока: речевой урок, применение знании и способов действии.

Задачи урока: развивать речь учащихся, мотивировать к обогащению собственной речи, упражнять в составлении устных высказываний (текстов) на основе личных наблюдений, воспоминаний.

Планируемые результаты: выражать свои мысли в устной и письменной форме, составлять тексты на основе личных наблюдений, применять полученные знания и способы действий.

Оборудование: учебник, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. № 6 (с. 15). Кто сумел найти спрятавшиеся слова? (Заяц, улитка, щенок.) Как вы догадались? Молодцы!

2. Чистописание. Рт, с. 8 — уч, учить, учишься.

Сам не научишься — никто не научит.

— Как вы понимаете эту пословицу? Как вы учите словарные слова?

3. Учащиеся по очереди диктуют словарные слова, проговаривая их орфографически.

4. № 5 (устно). У кого это задание вызвало трудность? Кто может рассказать о единицах языка по рисункам?

Проверяет грамотность написания словарных слов.

Организует самопроверку.

Предъявляют результаты работы.

Проверяют грамотность письма по словарю.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Сегодня мы попробуем использовать единицы языка, чтобы составить и записать текст «О лете». Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы выполнить эту работу?

Составление плана действий. Примерный план:

1. Вспомнить о лете. Что было интересного? О чём хотелось бы рассказать?

2. Продумать план рассказа. С чего начать? Что потом? Чем закончить рассказ?

3. Составить устный рассказ.

4. Выбрать, какие слова, сочетания слов будем использовать. Как их грамотно записать?

5. Записать составленный текст.

6. Проверить грамотность записи.

Включает учащихся в постановку речевой задачи, в продумывание плана действий.

Коллективно составляют план действий.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИ

ТУАЦИИ



1. Где вы отдыхали летом? Что интересного произошло? О чём бы вы хотели рассказать другим? Высказывания детей.

2. Выберите заголовок, который подойдёт к вашему рассказу.

1. Однажды летом.

2. Летом на даче.

3. Забавный случай.

4. Летние каникулы.

Какой заголовок выбрали? Почему?

3. Что нам нужно сделать дальше? С чего начнёте рассказ? (Где произошёл случай?) Затем опишем сам случай. (Случай.) А чем закончим? Выразим своё отношение или настроение по поводу сказанного. А можно закончить уместной пословицей.

4. Продумайте свой рассказ по составленному плану. Выслушивание нескольких рассказов.

5. Какие слова, сочетания слов нам пригодятся для рассказа? Запишем их на черновик. Примерно: летние каникулы, хорошая погода, солнечный день, с друзьями, собирать ягоды, ...

Организует обсуждение темы и замысла рассказа.

Ориентирует на составленный план действий.

Организует обсуждение замысла, плана раскрытия темы.

Организует составление детьми устных рассказов.

Ориентирует на работу с орфографическим словарём.

Организует самостоятельную работу. Оказывает индивидуальную помощь.

Определяют тему, замысел своего рассказа.

Соотносят свои действия с составленным планом.

Уточняют замысел, выстраивают последовательность изложения.

Продумывают текст.

Осуществляют отбор лексических, синтаксических единиц.

Предъявляют результаты.

Оценивают, вносят коррективы.


Как поступите, если во время письма встретится трудное слово? Правильно, нужно заглянуть в словарик или поднять руку и спросить учителя.

6. Самостоятельная творческая работа.

7. Чтение готовых текстов или отрывков. Коллективное обсуждение.

— Понятно ли в тексте выражены мысли? Что понравилось? Что желательно исправить? Почему?

Организует оценку и корректировку речевых недочётов.



4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОК




Выполнили ли мы план действий? Что не успели сделать? Значит, это предстоит вам доделать дома. Какие единицы языка вы использовали при составлении и записи рассказа? Что получилось? В чём были трудности? Над чем нужно работать, чтобы развивать в себе дар речи? Вспомним пословицу, с которой начался урок: Сам не научишься — никто не научит.

5. Д/з: дописать текст о лете, проверить запись, читая по слогам, по словарю.

Организует рефлексию деятельности на уроке.

Мотивирует на активное отношение к учёбе.

Создаёт условия для развития творческой активности.

Осуществляют рефлексию деятельности на уроке.