Технологические карты уроков к курсу «Русский язык» - О. Б. Калинина 2018


Правописание слов

Урок 55. Орфограммы в корне слова

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи урока: дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами), повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма.

Планируемые результаты: находить в звучащем слове «слабые» звуки, определять признаки условий наличия в слове орфограммы, определять и различать способы проверки орфограммы.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Рт, с. 32 № 5. Состав каких слов соответствует схеме: корень — окончание? (Крутой, служишь, чистят.)

2. № 6. Удалось отгадать слова? Какое слово вызвало затруднение?

3. Учебник № 4 (с. 97). Кто сумел составить сам загадку про слово? Попробуем отгадать.

Проверяет выполнение задания.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Работа с маршрутным листом (с. 60, 61).

— Какие разделы мы изучили? Какой предстоит изучить? Над чем будем работать сегодня?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на маршрутный лист.


3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ




1. № 1 (с. 98). В словах каких столбиков буквы для обозначения звуков нужно выбирать? Почему?

п[а]рта ст[а]да до[м] ду[п] м[а]рка м[а]сты бо[р] ёр[ш]

2. Работа с информацией «Ключика». В каких словах гласные звуки в слабой позиции? Это орфограмма — безударные гласные. В каких словах согласные звуки в слабой позиции? Это орфограмма — ... парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

3. Работа с таблицей (с. 99). Что говорится в таблице о слабой позиции гласных? Запись слов с пропуском в столбик (гр..бы, с..сновый). Что нового о слабой позиции согласных говорится в таблице? Запись слов с пропуском в столбик (гри.., ска..ка, про..ьба).

Что в таблице говорится о сильной позиции гласных; согласных?

Как же можно определить, какую букву нужно писать?

4. № 2 (с. 98). Как на этот вопрос ответил художник?

Замечательное правило! Попробуем его применить. Запись проверочных слов к словам с пропуском, вставка пропущенных букв.

Какие же способы мы применили для выбора буквы? 1 способ: грибы — гриб — изменили слово «много—один». 2 способ: сосновый — сосны, сказка — сказочка, просьба — просит — подобрали однокоренные слова.

Организует наблюдение над звуками в слабой позиции.

Повторяет изученное.

Даёт обобщенное представление об орфограмме.

Учит работать с таблицей.

Даёт общее правило проверки орфограмм.

Включает в определение способов проверки орфограмм.

Развивает учебно-деловую речь.

Различают звуки и буквы.

Находят слова со слабой позицией звуков.

Объясняют выбор слов.

Выделяют новую информацию.

Читают таблицу.

Делают запись с пропуском орфограммы.

Делают выводы.

Переводят информацию рисунка в словесную.

Различают способы проверки орфограмм (один—много, подбором однокоренных слов).

Формулируют способы проверки орфограмм.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 3 (с. 98). Комментированное письмо. Какой способ применили?

2. № 4 (с. 99). По заданию учебника. Почему не выбрали слова: чтобы, конечно? (В них буквы не выбирают, а запоминают.)

Упражняет в применении приёмов проверки орфограмм.

Применяют способы проверки.

Различают способы записи слов.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали? Какие способы проверки орфограмм вывели сами? Как оцените своё участие в работе? (Активно, пассивно.).

6. Д/з: Рт, с. 34, № 1, № 2.

Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке.

Осуществляют рефлексию, самооценку результатов работы.


Урок 56. Орфограммы в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: упражнять в применении способов проверки орфограмм, учить различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова, формировать орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты: находить орфограммы, выполнять их проверку, различать проверяемые и непроверяемые орфограммы, определить способ действий с непроверяемыми орфограммами, действовать по алгоритму памятки при решении орфографических задач.

Оборудование: учебник, Рт, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Рт, с. 34, № 1. Какие слова с орфограммой «безударные гласные в корне» вы нашли? Приведите примеры.

2. Рт, с. 34, № 2. А какие слова с орфограммой «парные звонкие и глухие согласные» вы нашли?

Проверяет выполнение задания.

Актуализирует знания об орфограммах.

Предъявляют выполнение задания.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Мы продолжаем работу по теме «Орфограммы в корне слова». Прочитайте ключевые слова урока. Какие задачи поставим на этот урок?

Включает в постановку задач урока.

Ставят задачи урока с ориентиром на тему и ключевые слова.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Чистописание. Рт, с. 34. цу/уц, цукаты, куцый.

Руки ценят не по рукавам, а по делам.

Как вы понимаете эту пословицу? Найдите слово с орфограммой — «безударный гласный в корне слова». Как можно проверить?

2. № 5 (с. 100). Работа с пословицами по заданиям учебника. Письмо по памяти. Подчёркивание безударных гласных в корне. Все ли безударные гласные можно проверить? В каком слове нельзя проверить? Как быть? Нужно запомнить или посмотреть в словарик.

3. № 6. Работа в паре. Запись загадок и отгадок. Поиск и подчёркивание орфограмм.

4. Проверка. Какие слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова вы нашли? (Лёгкие, снег, лёд.) Какие слова с проверяемыми безударными гласными? А с непроверяемыми гласными? (Серебро, иней.) Как действовать, если не знаете, как пишется слово?

5. № 7 (с. 101). Работа со словарным словом серебро по заданиям учебника.

6. № 8. Знакомство с памяткой № 4 (с. 141). Запись слов с проверочными словами.

Совершенствует технику письма.

Мотивирует на работу на уроке.

Упражняет в нахождении орфограмм в корне слов, в проверке этих орфограмм.

Развивает орфографическую зоркость.

Учит различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Организует работу в паре, проверку и корректировку результатов работы.

Упражняет в действиях с непроверяемой орфограммой. Знакомит с памяткой. Учит действовать по алгоритму.

Тренируют руку.

Дают толкование пословице. Находят орфограммы в корне. Объясняют способы проверки орфограммы.

Передают пословицу по памяти.

Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Определяют способ действий с непроверяемой орфограммой.

Выполняют действия по алгоритму.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового для себя вы поняли? Чему научились? Умеете ли вы находить орфограммы в корне слов?

5. Д/з: учебник, № 1 (с. 130), 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке.

Осуществляют рефлексию и самооценку результатов работы.


Урок 57. Безударные гласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного слова, формулировать общее правило проверки безударных гласных, провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов.

Планируемые результаты: различать проверяемое и проверочное слова, выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




№ 1 (с. 130). Какие слова с орфограммами в корне вы нашли? Прочитайте слова с орфограммой «звонкие и глухие согласные». (Хорош, нос, морковкой.) С орфограммой «проверяемые безударные гласные» (Во дворе, слепили, снеговика.) А с непроверяемыми безударными гласными были слова? (Хорош, морковка.)

Проверяет выполнение задания.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте тему урока (с. 102). Над чем будем сегодня работать?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на тему.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 1 (с. 102). Работа по заданиям учебника. Какие же слова называются проверяемые? А какие проверочные?

Формулировка правила проверки.

2. Правило в рамке (с. 102). Сравните наше правило с правилом в учебнике. Что нужно дополнить? Как графически доказать правильность проверки?

Работа с информацией «Ключика».

3. № 2. Работа в паре. Обоснуйте выбор проверочных слов графически. Фронтальная проверка.

4. № 3 (устно). Найдите проверочное слово. Почему другим словом проверить нельзя?

5. № 4. Подготовка к записи под диктовку. Поиск орфограмм и орфографическое проговаривание.

6. Запись под диктовку. Самопроверка.

Кто написал без ошибок? Кто допустил ошибки? Какие?

Организует наблюдение над проверяемыми и проверочными словами, над способами проверки.

Развивает учебно-деловую речь.

Знакомит с графическим доказательством.

Организует работу в паре.

Упражняет в нахождении проверочных слов.

Развивает орфографическую зоркость.

Различают проверяемые и проверочные слова, способы проверки.

Формулируют правило.

Дополняют правило с помощью информации в рамке.

Доказывают графически подбор проверочного слова.

Находят орфограммы. Пишут под диктовку. Проверяют записи.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали? Использовали вы при записи под диктовку способы проверки орфограмм? Какие? Помогло вам это не допустить ошибок? Что посоветуете тем, кто всё-таки допустил ошибки?

6. Д/з: Рт, с. 35, № 4, № 5, повторить словарные слова.

Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке.

Нацеливает на подготовку к словарному диктанту.

Осуществляют рефлексию, самооценку результатов работы.


Урок 58. Безударные гласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: провести диагностику правописания словарных слов; упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного.

Планируемые результаты: различать проверяемое и проверочное слова, использовать приём проверки безударных гласных в корне слова подбором разных частей речи.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ДИАГНОСТИКА И САМОКОНТРОЛЬ




1. Словарный диктант.

2. Самопроверка по словарику.

Проверяет выполнение задания.

Организует самопроверку.

Предъявляют результаты работы.

Проверяют по словарику.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте ключевые слова урока (с. 104). Над чем будем сегодня работать?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на ключевые слова.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 7 (с. 104). Проверка подбором однокоренных имён прилагательных. Какие суффиксы помогут образовать имена прилагательные? Комментированное письмо. Графическое доказательство правильности подбора проверочного слова.

2. № 8. Работа в паре по заданиям учебника.

3. Коллективное обсуждение результатов работы. Удалось подобрать однокоренные существительные? Как вы убедились, что они являются проверочными словами?

4. Составление и запись словосочетаний (цветной карандаш, далёкий путь, звериный рёв; скрипит колесо, свистит ветер, возить песок...).

5. № 10 (с. 105). Обсуждение по вопросам учебника.

Самостоятельное списывание предложений. Взаимопроверка.

Акцентирует внимание на приёме подбора проверочных слов среди разных частей речи.

Учит графически доказывать правильность проверки.

Упражняет в подборе проверочных слов.

Акцентирует внимание на различении слов- омофонов.

Учит проверять, вносить правки.

Подбирают проверочные слова среди прилагательных, существительных.

Доказывают графически.

Работают в паре.

Обсуждают.

Составляют словосочетания и записывают их.

Различают слова-омофоны.

Передают информацию дословно.

Проверяют.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали? Помог вам приём подбора проверочных слов среди разных частей речи не допустить ошибки? Оцените своё умение применять этот приём. (Умею, нужно учиться.)

6. Д/з: учебник, № 9 (с. 104), 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке.

Осуществляют рефлексию, самооценку результатов работы.


Урок 59. Безударные гласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий

Задачи урока: упражнять в проверке слов с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё, учить использовать при выборе буквы способ поиска исторического корня.

Планируемые результаты: различать проверяемое и проверочное слова, использовать приём проверки безударной гласной е в корне слова подбором однокоренных слов с гласной ё; подбирать проверочные слова с историческим корнем.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




№ 9 (с. 104). К какому слову труднее было найти два проверочных? Кто справился с этим заданием? Какой способ применяли?

Проверяет выполнение задания.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Продолжаем работать по теме «Безударные гласные в корне слова». Больше всего ошибок при письме под диктовку и свободном письме на эту орфограмму. Что может нам помочь справиться с этой трудностью? Какие задачи поставим на этот урок?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на тему.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 12 (с. 106). С помощью каких суффиксов можно образовать названия детёнышей? Какое правило записи слов нужно помнить? Самостоятельная работа.

Запись звукового строения слова бельчата — [б'ил'ч'ата].

2. № 13. Комментированное письмо. Что общего в проверочных словах вы заметили?

3. № 16 (с. 107). Работа со стихотворением П. Новицкой по заданиям учебника. Работа с толковым словариком (с. 138).

Выборочное письмо по образцу.

4. № 15. Работа по заданиям учебника.

Работа с информацией «Ключика».

Можно ли проверить словарные слова? С помощью какого способа? Подбираем слово с историческим корнем.

Упражняет в образовании однокоренных слов, письме слов с безударными гласными в корне.

Упражняет в проверке словами с ё.

Организует наблюдение за художественными средствами в стихотворении. Учит работать со словарём.

Знакомит со способом проверки — словом с историческим корнем.

Образуют однокоренные слова.

Применяют правило ча-ща, способы проверки безударных гласных.

Анализируют звуковое строение слова.

Объясняют свои действия.

Находят сравнения.

Работают со словарём.

Формулируют способ проверки.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали? Какие способы подбора проверочных слов вы использовали при письме? Когда это умение может помочь нам в жизни?

6. Д/з: учебник, № 14 (с. 106), 5 словарных слов; по желанию № 17 (устно).

Организует рефлексию результатов работы на уроке.

Осуществляют рефлексию результатов работы.


Урок 60. Безударные гласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: учить решать орфографические задачи; упражнять в выборе нужной гласной после шипящих в корне слов; совершенствовать умения грамотно оформлять предложения в тексте; развивать речь, учить воспроизводить содержание небольшого текста.

Планируемые результаты: объяснять свои действия при решении орфографической задачи; применять умение грамотно оформлять предложения, передавать устно и письменно содержание небольшого текста.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 18 (с. 108). Прав ли ученик, рассуждая так? Обсуждение вопроса. Как же нужно решать орфографические задачи? Это вопрос сегодняшнего урока? Над чем же нам предстоит работать?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Поиск ответа на вопрос. Работа с информацией «Ключика».

2. Работа с памяткой № 4 (с. 141).

3. № 19 (с. 108). Комментированное письмо.

4. № 21. Запись пословицы: Куй железо, пока горячо. В каких ситуациях она уместна?

5. Словарная работа со словом железо.

Учит работать с дополнительной информацией.

Обсуждает последовательность действий для решения орфографической задачи.

Упражняет в применении действий по алгоритму.

Осуществляют поиск ответа.

Действуют по алгоритму памятки.

Соотносят содержание пословицы с жизненной ситуацией. Находят орфограммы.


ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУА

ЦИИ



1. № 23 (с. 109). Чтение текста. Сколько частей в тексте? Прочитайте 1-ю часть. О чём она? Прочитайте 2-ю часть. О чём в ней говорится?

Какие известные орфограммы встретятся при письме?

Перескажите 1-ю часть, 2-ю часть.

2. Письменное изложение текста.

3. Чтение готовых работ.

Организует работу над содержанием текста, поиск орфограмм.

Учит устно и письменно передавать содержание текста, ориентированного на план.

Определяют части текста, их содержание.

Находят орфограммы.

Передают письменно содержание с учётом изученных правил.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Над чем мы сегодня работали? Что поняли? Использовали вы известные вам способы проверки орфограмм во время изложения текста? В каких словах? Какие способы проверки? Как вы думаете, удалось вам без ошибок написать изложение?

6. Д/з: учебник, № 20 (с. 108), 5 словарных слов; по желанию Рт, с. 36, № 6.

Организует рефлексию результатов работы на уроке.

Способствует развитию познавательной активности.

Осуществляют рефлексию результатов работы.


Урок 61. Безударные гласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: учить дифференцировать использование способов выбора гласных; повторить словарные слова с безударными гласными в корне, дать новые словарные слова — названия птиц, написание которых можно объяснить подражанием звукам; упражнять в работе со словарями; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: объяснять свои действия при решении орфографических задач; группировать словарные слова по безударной гласной в корне; проверять написание словарных слов, ориентируясь на этимологию слова; работать с орфографическим и этимологическим словариками.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 24 (с. 110). Почему правописание безударных гласных в некоторых словах нужно уточнять в словаре или запоминать?

Прочитайте ключевые слова урока. Над чем будем работать?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 26 (с. 110). Работа в паре по заданиям учебника. Самопроверка по словарю.

Кто написал слова без ошибок по памяти? Кому помог словарик распределить слово в нужную группу?

2. № 27. Что общего в этих словарных словах? Запись слов с орфографическим проговариванием. Какие слова всё-таки можно проверить? (До свидания — видеть, синица — синь.)

3. № 28 (устно). Прочитайте текст. Как же можно проверить слово синица?

4. № 29 (с. 111). Составление и запись предложения. Подчёркивание орфограмм.

Какие орфограммы проверяемые, а какие непроверяемые?

5. Работа с этимологическим словариком (с. 139). Что вы узнали о происхождении слов синица, ворона, воробей, сорока, снегирь? Как можем использовать эту информацию?

6. № 30. Какую птичку описывает поэт? Спишите и подчеркните безударные проверяемые и непроверяемые гласные.

Упражняет в написании словарных слов.

Формирует умение работать с орфографическим словарём.

Развивает орфографическую зоркость.

Акцентирует внимание на этимологию слов как способ проверки их написания.

Упражняет в нахождении орфограмм, в различении проверяемых и непроверяемых.

Формирует умение работать с этимологическим словарём..

Упражняет в написании словарных слов.

Формирует умение работать с орфографическим словарём.

Развивает орфографическую зоркость.

Работают в паре. Предъявляют знание словарных слов.

Используют орфографическим словарь для проверки.

Находят общее в написании слов.

Находят нужную информацию.

Составляют предложение. Находят и различают орфограммы.

Работают с этимологическим словариком.


3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали? Что поняли? Как же можно проверить написание слов с непроверяемыми гласными? (По словарю, с помощью слов с историческим корнем.) Когда эти умения могут вам пригодиться?

4. Д/з: учебник, № 28 (с. 110), 5 словарных слов.

Организует рефлексию результатов работы на уроке.

Осуществляют рефлексию результатов работы.


Урок 62. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Тип урока: применений знаний и способов действий.

Задачи урока: расширить представление об оглушении парных согласных в словах (не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными), о способах проверки (не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в), упражнять в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании проверочного слова.

Планируемые результаты: находить орфограмму на конце и в середине слова; выбирать способы проверки орфограммы; доказывать графически нахождение проверочного слова; объяснять свои действия при решении орфографической задачи.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 2 (с. 112). Сколько звуков [ш] в словах предложения? Обсуждение ответов на вопрос.

Над какой орфограммой нам предстоит работать? Какие задачи поставим на этот урок?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ




1. № 1 (с. 112). Восстановите недостающие пары звуков.

2. Работа с таблицей (с. 99). Когда парные звонкие и глухие согласные оказываются в слабой позиции? В сильной позиции?

Можно ли применить известные нам способы проверки к этой орфограмме? Приведите примеры из таблицы.

3. Работа с правилом (с. 112). Чему учит правило?

Актуализирует знания о парных звонких и глухих согласных, об орфограмме и способах проверки.

Учит работать с учебно-деловым текстом.

Восстанавливают пары звонких и глухих согласных.

Определяют слабые и сильные позиции согласных.

Определяют способы проверки.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Рт № 1 (с. 40). Комментированная работа. Нахождение проверочного слова. Графическое выделение корня и буквы согласного.

Чем отличается орфограмма в 1 и 2 частях?

2. Чистописание. Рт, с. 40. уг/ух, два друга. Старый друг лучше новых двух.

Как вы понимаете эту пословицу? Найдите слово с орфограммой — парные звонкие и глухие согласные. Как можно его проверить формой слова; однокоренным словом?

3. № 3 (с. 112). Работа со словами пункта 2 по заданиям учебника. Какой способ проверки применили? (Изменили слово — «много — один».)

4. № 4 (с. 113). Поиск проверочных слов. Запись проверяемых и проверочных слов с графическим выделением согласных и корня. Какой способ проверки был использован в этом случае?

5. № 5. Работа в паре со скороговоркой по заданиям учебника.

Упражняет в нахождении орфограммы в словах, в определении проверочного слова.

Совершенствует технику письма.

Учит использовать графические обозначения для доказательства.

Упражняет в дифференциации способов проверки.

Находят проверочное слово. Графически доказывают выбор проверочных слов.

Тренируют руку.

Дают толкование пословице.

Находят орфограмму.

Применяют и различают разные способы проверки.

Работают в паре.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что поняли? Какие способы проверки орфограммы использовали? Оцените своё умение находить проверочные слова. (Умею, нужно учиться.)

6. Д/з: учебник, с. 112, № 3 (1, 3), правило, 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке.

Осуществляют рефлексию и самооценку работы.


Урок 63. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: упражнять в нахождении слов с орфограммой — парные звонкие и глухие согласные, в подборе проверочных слов разными способами проверки, познакомить со случаями озвончения глухих согласных.

Планируемые результаты: находить орфограмму на конце и в середине слова; выбирать способы проверки согласных орфограмм; доказывать графически нахождение проверочного слова; объяснять свои действия при решении орфографической задачи.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. № 3 (с. 112) Удалось вам образовать проверочные однокоренные слова с помощью суффиксов?

2. Как нужно действовать при проверке парных звонких и глухих согласных?

Проверяет выполнение домашнего задания.

Актуализирует знания.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте ключевые слова урока. Над чем нам предстоит работать?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 7 (с. 114). Какую согласную напишете в конце слов? Почему? Какой способ проверки применяем?

2. № 8. Образование и запись имён прилагательных. Работа по заданиям учебника. Графическое доказательство правильности проверки.

3. № 9. Работа в паре: один выписывает слова с орфограммой на конце слова, другой — в середине слова. Подбор и запись проверочных слов. Коллективное обсуждение результатов. Удалось выполнить работу? Какие слова вызвали особое затруднение?

4. № 10. Наблюдение над озвончением согласных в словах. Подбор проверочных слов и запись слов парами. Какой способ проверки используем?

5. № 12 (устно). Работа с загадками по заданиям учебника.

6. Лексико-орфографическая работа со словом календарь.

Акцентирует внимание на возникновение орфограммы у существительных в форме Р. п.

Упражняет в нахождении орфограммы, в подборе проверочного слова.

Формирует дифференцируемость способов проверки.

Знакомит со случаями озвончения глухих согласных.

Развивает орфографическую зоркость.

Находят орфограмму.

Подбирают проверочные слова.

Различают способы проверки.

Графически доказывают правильность проверки.

Работают в паре.

Обсуждают результаты работы.

Наблюдают, делают выводы.

Решают орфографические задачи.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что узнали? Что поняли? Какие способы проверки орфограммы использовали? Оцените своё умение применять разные способы проверки. (Умею, нужно учиться.)

6. Д/з: учебник, с. 115, № 11, 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке.

Осуществляет рефлексию и самооценку работы.


Урок 64. Непроверяемые звонкие и глухие согласные

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: упражнять в различении проверяемых и непроверяемых звонких и глухих согласных в слове, в применении известных способов проверки к непроверяемым орфограммам (запомнить, посмотреть в словарик); ввести в речь учащихся слова с непроверяемыми согласными, в том числе иноязычного происхождения.

Планируемые результаты: образовывать однокоренные слова; находить и различать орфограммы с проверяемыми и непроверяемыми согласными; выбирать и применять способы проверки согласных орфограмм; объяснять свои действия при решении орфографической задачи.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




№ 11 (с. 115). Какая орфограмма в однокоренных словах, образованных с помощью суффикса -к-?

Какие способы проверки орфограммы парных звонких и глухих согласных вы знаете?

Проверяет выполнение домашнего задания.

Актуализирует знания.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте ключевые слова урока. Над чем нам предстоит работать?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 14 (с. 116). Запись слов — названий транспортных средств. Знаете ли вы, как пишутся эти слова? Как действовать с непроверяемыми орфограммами? Вспомните непроверяемые безударные гласные.

Работа со школьным орфографическим словарём. Запись словарных слов, подчёркивание орфограмм согласных.

2. № 15. Работа с текстом по заданиям учебника. Чтение информации «Ключика» (с. 116). Списывание текста.

3. Словарная работа со словами рюкзак, вокзал.

4. № 16. Подбор и запись однокоренных слов к слову вокзал.

5. № 17 (с. 117). Самостоятельная работа.

Какие изученные правила правописания нужно было использовать при записи предложений?

Введение новых словарных слов.

Упражняет в использовании словаря.

Знакомит со словами иностранного происхождения.

Ориентирует на использование «Словаря иностранных слов».

Развивает орфографическую зоркость.

Ищут написание слова в словаре.

Находят орфограммы согласных.

Упражняются в написании словарных слов.

Составляют однокоренные слова.

Письменно передают текст дословно.

Применяют изученные правила.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




— Выполнили мы задачи урока? Что нового узнали? Что поняли? Какие способы проверки непроверяемых звонких и глухих согласных использовали? Оцените своё умение работать со словарём. (Умею, нужно учиться.)

5. Д/з: учебник, с. 117, № 18 (по выбору: а или б), 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке.

Предоставляет право выбора.

Осуществляет рефлексию и самооценку работы.

Осуществляют выбор.


Урок 65. Непроизносимые согласные в корне слова

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи урока: познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др., с явлением вариативного обозначения на письме звукосочетаний [сн], [зн], [рц], учить переносить известные способы проверки согласных на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

Планируемые результаты: обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове, применять общие способы действий при решении орфографической задачи.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




Представление творческих работ о рюкзаке. Молодцы! Я надеюсь, что все запомнили написание слова рюкзак.

Проверяет выполнение домашнего задания.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 1 (с. 118). Сравните произношение и написание слов. Найдите стечение нескольких согласных в записанных словах. Сколько в них букв согласных? (3 буквы — стн, здн, рдц.) А сколько звуков из сочетания согласных мы произносим? Что же происходит? Если согласный не произносится, как его можно назвать? Подберите однокоренное слово — прилагательное. Да, непроизносимый согласный. Ребята, это новая орфограмма.

Какие задачи будем решать на этом уроке?

Организует наблюдение над непроизносимым согласным.

Подводит к названию орфограммы.

Включает учащихся в постановку задач урока.

Наблюдают, сравнивают написание и произношение слов. Делают выводы.

Подбирают название, образуя однокоренное слово.

Ставят задачи урока.


3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ




1. № 2 (с. 118). Наблюдение за случаями, когда непроизносимые согласные слышны ясно.

Выводы: нужно подобрать проверочное слово, чтобы после непроизносимой согласной стоял гласный.

Вы применяли уже такой способ проверки? Для какой орфограммы? Попробуйте сформулировать правило для непроизносимых согласных по примеру правила для парных звонких и глухих согласных.

2. Работа с правилом в рамке (с. 118). Сравните наше правило с правилом в учебнике. Мы ничего не забыли?

3. Работа с информацией «Ключика» (с. 118).

Организует наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными.

Подводит к формулировке способа проверки новой орфограммы.

Учит работать с учебно-деловым текстом.

Сравнивают произношение и написание слов. Делают выводы.

Переносят способ проверки с изученной орфограммы на новую.

Формулируют правило.

Дополняют, сравнивая с текстами в рамке и «Ключика».


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 3 (с. 119). Комментированное письмо. Подбор проверочных слов с опорой на подсказку «Ключика».

2. № 4. Работа в паре по заданиям учебника.

Организует применение знаний и способов действий.

Диагностирует понимание нового способа.

Находят непроизносимые согласные.

Образуют слова с новой орфограммой. Записывают их с опорой на заданное проверочное слово.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




С какой орфограммой вы сегодня познакомились? Что нам удалось выяснить в ходе урока? Почему мы сами смогли сформулировать правило для новой орфограммы?

6. Д/з: по выбору учебник, с. 119, № 5 или Рт, с. 43, № 2.

Организует рефлексию по результатам работы на уроке.

Предоставляет право выбора.

Осуществляют рефлексию работы.

Делают выбор.


Урок 66. Непроизносимые согласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: упражнять в нахождении «опасного» стечения согласных [сн], [зн], [рц] в словах и применении способов и приёмов проверки непроизносимых согласных.

Планируемые результаты: находят слова с «опасным звучанием» согласных, применяют способы проверки орфограмм, воспроизводят текст по памяти, решают орфографические задачи.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. С какой орфограммой вы работали дома? В каких случаях появляется опасность пропустить букву при письме? (При стечении согласных [сн], [зн], [рц].)

2. Игра «Поймай слова с непроизносимыми согласными». Давайте проверим, получается ли у вас услышать «опасное место» и проверить слово.

Буду называть слова в основном из домашних упражнений. Если вы услышите слово с непроизносимым согласным, хлопайте в ладоши — ловите его.

Опоздать, поздний, счастливый, счастье, известие, известный, прелесть, прелестный, гигантский, гигант.

3. А что особенного вы увидели в словах прекрасный, запасливый (Рт № 2, с. 43)?

Проверяет выполнение домашнего задания.

Актуализирует знания учащихся.

Формирует фонетическую «зоркость».

Акцентирует внимание на случаях, где согласный не пишется.

Предъявляют результаты работы.

Определяют слова с непроизносимыми согласными на слух.

Объясняют, почему в некоторых словах с орфограммами непроизносимых согласных, согласная буква не пишется.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Мы продолжаем работать с вами по этой трудной теме. Какие задачи поставим на этот урок?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Ставят задачи урока.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 7 (с. 120). Понаблюдайте, какая орфограмма появляется в корне слов — имён прилагательных. Почему? Подбор и запись форм имён прилагательных.

Почему в словах чудесный, вкусный, опасный не нужно писать т? Какой приём проверки можно использовать для имён прилагательных? (Изменить слово, чтобы оно отвечало на вопрос каков?).

2. № 9. Работа в паре. Группировка слов с орфограммой непроизносимые согласные по написанию: стн и сн. Выделение корня.

Фронтальная проверка. Какие слова у вас оказались в столбике стн; в столбике сн? Объясните проверку орфограмм.

3. № 11 (с. 121). Из какого произведения эти строки? Найдите орфограммы в словах.

Письмо по памяти строк А. С. Пушкина. Взаимопроверка.

4. Лексико-орфографическая работа со словом праздник.

Организует наблюдение за возникновением «опасного» стечения согласных, за зависимостью написания от наличия буквы в корне слова.

Упражняет в применении способов и приёмов проверки орфограммы.

Развивает орфографическую зоркость.

Наблюдают, делают выводы. Определяют приём проверки.

Работают в паре.

Группируют слова по сочетанию согласных.

Выделяют корень в словах.

Объясняют свои действия.

Находят орфограммы в словах. Решают орфографические задачи.

Пишут по памяти.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового вы узнали? Что поняли? Какой приём проверки можно применять к словам — именам прилагательным? У кого в ходе урока получалось применять этот приём?

6. Д/з: учебник, с. 120, № 8, 5 словарных слов; по желанию с. 121, № 13 (устно).

Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке.

Создаёт условие для развития познавательной активности.

Осуществляют рефлексию и самооценку работы.

Делают выбор.


Урок 67. Непроизносимые согласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: упражнять в нахождении «опасного» стечения согласных [нц], [ств], [рц] в словах; упражнять в применении известных способов проверки орфограмм согласных.

Планируемые результаты: находят слова с «опасным звучанием» согласных, применяют способы проверки орфограмм, воспроизводят текст по памяти, решают орфографические задачи при записи под диктовку.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




№ 13 (с. 121). Кто решился выполнить это упражнение? Молодцы! Какие же близкие по значению слова вы подобрали? А мы будем вслушиваться, есть в этих словах орфограмма «непроизносимые согласные» или нет?

Печальная — грустная картина, правдивый — честный ответ, красивый — прекрасный сад, весёлый — радостный человек.

Проверяет выполнение домашнего задания. Актуализирует знания учащихся.

Формирует слуховую «зоркость».

Упражняет в подборе синонимов.

Предъявляют результаты работы.

Определяют на слух наличие орфограммы в словах.

Подбирают синонимы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




1. № 14 (с. 122). Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными по заданиям учебника.

2. Можно ли при записи слов с сочетаниями [нц], [ств] использовать известные способы проверки? Какие задачи поставим на этот урок?

Акцентирует внимание на место возникновения трудности. Включает учащихся в постановку задач урока.

Ставят задачи урока.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. «Ключик» (с. 122). Какой способ предлагает использовать «Ключик»? Запись пар слов.

2. Чистописание. Рт, с. 43. зв/вз, звук, известие. То, что неизвестно, очень интересно. Найдите слова с орфограммой «непроизносимые согласные». Как можно проверить их написание?

3. № 15 (устно). Работа с загадкой. Какие орфографические задачи нужно решать? Какие способы проверки примените к ним?

4. № 16 (с. 122). Работа с пословицей по заданиям учебника. Письмо по памяти.

Самопроверка.

5. Работа со словарным словом лучше.

6. № 18 (с. 123). Работа в паре. Подготовка к письму под диктовку. Взаимодиктовка. Взаимопроверка.

Активизирует внимание на способах проверки орфограммы, в том числе с помощью слов с историческим корнем.

Развивает орфографическую зоркость. Организует самостоятельную деятельность при работе в паре.

Определяют способы проверки.

Применяют способы при решении орфографической задачи.

Воссоздают пословицу по памяти.

Объясняют, распределяют работу, проверяют грамотность записи.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового вы узнали? Какие способы можно применять для проверки непроизносимых орфограмм? Оцените своё умение применять способы проверки. (Умею, нужно учиться.)

5. Д/з: по выбору учебник, № 15 (с. 122) или № 19 (с. 123), устно подготовиться к записи под диктовку слов с непроизносимыми согласными; дополнительно по желанию № 20 (с. 123).

Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке.

Создаёт условие для выбора, для развития познавательной активности.

Осуществляют рефлексию и самооценку работы.

Делают выбор.


Урок 68. Непроизносимые согласные в корне слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: формировать умение писать слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными; упражнять в нахождении «опасного» стечения согласных [ств] в словах; упражнять в применении известных способов проверки орфограмм согласных.

Планируемые результаты: находят слова с «опасным звучанием» согласных, различают проверяемые и непроверяемые орфограммы; применяют способы проверки орфограмм, группируют слова с непроизносимыми согласными.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Кто дома выполнял № 20 (с. 123)? Какое словосочетание уместнее со словом ужасная? Почему нельзя говорить ужасная красавица? Какая орфограмма в слове ужасная? Как пишется это слово? Почему? Вспомните способы проверки орфограммы. И попробуйте их применить во время диктанта.

2. Диктант: солнце, сердце, праздник, свистнул, звёздный, ужасный, местный, опасный, чудесный, здравствуй.

Написание какого слова не удалось проверить? (Словарное слово праздник.)

Проверяет выполнение домашнего задания.

Акцентирует внимание на лексическом значении слов.

Актуализирует знания учащихся.

Формирует слуховую «чуткость».

Упражняет в письме под диктовку.

Предъявляют результаты работы.

Определяют на слух наличие орфограммы в словах.

Делают запись слов под диктовку.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте ключевые слова урока. Какие задачи поставим на этот урок?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Ставят задачи урока с опорой на ключевые слова.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 22 (с. 124). Сравнение произношения и написания слов чувствовать, участвовать. Определение слова с непроверяемой орфограммой.

2. Работа со словарными словами в рамке (с. 125): чувство, лестница.

3. № 23. Комментированное письмо.

4. № 24. Работа с однокоренными словами с корнем участ-.

5. № 26 (с. 125). Работа в паре. Группировка слов по корню.

Проверка. Какие слова не вошли ни в одну группу? Почему? (Лесник, чествовать.)

6. Какие слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными есть в нашем словарике? Работа со словариком. Проговаривание слов: здравствуй, лестница, праздник, чувство.

Предваряет возможные ошибки в написании близких по звучанию слов.

Акцентирует внимание на непроверяемых орфограммах.

Формирует орфографическую зоркость.

Упражняет в написании словарных слов.

Учит работать со словарём.

Сравнивают написание слов.

Выделяют корни слов.

Объясняют свои действия.

Подбирают проверочное слово.

Группируют слова по корню.

Находят в словарике слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового вы узнали? Запомнили вы написание слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными?

5. Д/з: по выбору учебник, № 25 (с. 125) или № 27 (с. 125), заучить словарные слова с непроизносимыми согласными.

Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке.

Предоставляет право выбора.

Осуществляют рефлексию и самооценку работы.

Делают выбор.


Урок 69. Повторение

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока: обобщить и систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями.

Планируемые результаты: предъявлять знания о способах проверки орфограмм с помощью таблицы; различать типы орфограмм в корне слова; подбирать адекватные приёмы проверки; находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами; графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. № 27 (с. 125). Кто из вас сам составил предложения или небольшой текст, употребив словарные слова с непроизносимыми согласными?

Мы будем вас слушать и ловить (хлопать) эти слова.

2. Диктант: здравствуй, лестница, праздник, чувство, солнце, сердце, участник.

Проверяет выполнение домашнего задания.

Формирует слуховую «зоркость».

Упражняет в письме под диктовку.

Предъявляют результаты работы.

Определяют на слух наличие орфограммы в словах.

Делают запись слов под диктовку.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте тему урока. Какие задачи поставим на этот урок?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Ставят задачи урока с опорой на тему.


3. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ




1. № 1 (с. 126). Обобщение изученного материала по таблице. Коллективное обсуждение.

— Какие орфограммы встречаются в корнях слов?

— В какой позиции слабый звук нужно проверять?

— Как проверять безударные гласные; парные звонкие и глухие согласные? непроизносимые согласные? Чем отличаются орфограммы в корне? Что общее в изученных орфограммах? Есть ли общие способы и приёмы проверки орфограмм? Какие?

2. № 2. Работа в паре. Группировка примеров к каждой орфограмме.

Проверка. Какие примеры вы подобрали к каждой орфограмме?

3. № 3 (с. 127). Самостоятельная работа. Какие орфограммы взаимно проверяют слова?

Обобщает и систематизирует знания об орфограммах в корне слов.

Учит приводить примеры к каждой орфограмме.

Организует работу в паре и самостоятельную работу по применению знаний.

Предъявляют знания.

Читают таблицу.

Группируют примеры слов, соотнося их с орфограммами.

Работают в паре.

Проверяют результаты работы.

Применяют знания.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 4 (с. 127). Подготовка к диктанту. Работа с памяткой № 3 (с. 141) .

2. Запись текста под диктовку.

3. Самопроверка.

Развивает орфографическую зоркость.

Диагностирует умение писать под диктовку с учётом изученных правил.

Находят слова с орфограммами.

Пишут под диктовку.

Осуществляют самопроверку


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что вы поняли в ходе урока? Оцените своё умение применять изученные правила и способы проверки орфограмм во время письма под диктовку. (Умею, нужно учиться.) На что вам нужно обратить внимание?

5. Д/з: учебник, № 1 (с. 126), устно рассказывать по таблице об орфограммах, № 5 (с. 127).

Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке.

Осуществляют рефлексию и самооценку работы.


Урок 70*. Повторение

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока: обобщить и систематизировать способы проверки изученных орфограмм; упражнять в использовании разных способов и приёмов проверки проверяемых и непроверяемых орфограмм.

Планируемые результаты: предъявлять знания о способах проверки орфограмм с помощью таблицы; различать проверяемые и непроверяемые орфограммы, типы орфограмм в корне слова; подбирать адекватные приёмы проверки; находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами; графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Выслушивание рассказов об орфограмме корня с опорой на таблицу. Дополнение примерами.

2. № 5 (с. 127). Какие пословицы вам удалось собрать? Какие орфограммы встретились в словах?

Проверяет выполнение домашнего задания.

Развивает учебно-деловую речь.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Сегодня мы продолжаем обобщать знания об изученных орфограммах в корне слов, готовимся к контрольному диктанту. Что нужно повторить, чтобы лучше написать диктант? Какие задачи поставим на этот урок?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Ставят задачи урока с опорой на тему.


3. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ




№ 7 (с. 128). Работа с таблицей по заданиям учебника. Обобщение способов проверки проверяемых и непроверяемых орфограмм.

Обобщает и систематизирует знания о способах проверки орфограмм.

Предъявляют знания о проверке орфограмм. Читают таблицу, дополняют информацию.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 8. Какие орфографические задачи будете решать, выполняя упражнение? Работа в паре по заданиям учебника.

2. Работа с информацией «Ключика» (с. 129).

3. № 9 (с. 129). Самостоятельная работа по группировке слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Фронтальная проверка.

Упражняет в применении способов проверки.

Формирует орфографические навыки.

Применяют знания.

Различают орфограммы и способы их проверки.

Группируют слова по орфограммам. Проверяют результаты работы.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




— Смогли мы подготовиться к диктанту? Какие умения вам пригодятся при письме под диктовку?

6. Д/з: подготовиться к диктанту: № 10 (с. 129), потренироваться письму под диктовку, дополнительно по желанию задания из Рт.

Организует рефлексию по результатам работы на уроке.

Осуществляют рефлексию работы.


Урок 71. Контрольный диктант

Тип урока: урок контроля и самоконтроля.

Задачи урока: проверить умение писать под диктовку тексты объёмом 30 — 35 слов в соответствии с правилами, изученными в 1-м полугодии 2 класса; организовать самопроверку и самооценку учащимися результатов работы.

Планируемые результаты: применять изученные правила при письме под диктовку, осуществлять проверку и корректировку записи методами: 1) проговаривание по слогам; 2) применение изученных способов проверки; осуществлять самооценку результатов работы.

Оборудование: тетрадь «Контрольные и диагностические работы. 2 кл.».

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Ребята, вам предстоит написать диктант. Как вы должны работать, чтобы предупредить ошибки во время письма? Будьте внимательны и собраны. Успехов вам!

Включает в постановку задач.

Нацеливает на успешное выполнение.

Определяют задачи личностного плана.


2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Письмо под диктовку.

2. Самопроверка. Какие способы проверки написания слов будете использовать?

3. Выполнение задания по самооценке. Те, кто выполнил проверку диктанта, оцените грамотность записи двух последних предложений по таблице.

Организует самостоятельное выполнение задания.

Предъявляют умения.

Проверяют результаты работы.

Оценивают результаты по заданному критерию.


3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Кто считает, что ему удалось предупредить ошибки во время письма? Что помогло?

Кто сумел оценить грамотность письма? Кто затруднился в выполнении этого задания?

Организует самооценку, рефлексию.

Осуществляют самооценку, рефлексию.


Урок 72*. Анализ проверочного диктанта.

Тип урока: урок рефлексии и коррекции результатов работы.

Задачи урока: организовать рефлексию и коррекцию результатов работы; учить аргументированно проводить работу над собственными ошибками.

Планируемые результаты: дифференцировать и группировать ошибки, анализировать (совместно с учителем) причину ошибок, ставить задачи по устранению причин ошибок.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Общая оценка учителем итогов диктанта. Порадовало, что многие сумели правильно оценить грамотность записи двух последних предложений. Видно, что вы старались, но ошибки всё-таки были. Какие задачи поставим на этот урок?

Включает в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВЫХ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИ

Х ОШИБОК



Больше всего ошибок допущено на: ... .

Как вы думаете, почему? Какие способы можно было применить для проверки слов на это правило?

Организует обсуждение причин типовых ошибок, поиск способов по их предупреждению.

Анализируют причины ошибок.

Восстанавливают способы действий.

Корректируют записи.


3. КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОШИБОК




1. Задание для учащихся, написавших диктант без ошибок. В разделе «Школа Грамотея» (с. 132, 133) можете выбрать для выполнения любые задания по своему желанию.

2. Задание для учащихся, допустивших от 2-х до 6-ти ошибок. После работы над ошибками, в разделе «Школа Грамотея» (с. 132, 133) нужно выбрать упражнение, которое помогло бы поработать с правилом, на которое вы сделали больше всего ошибок.

3. Групповая работа учителя с учащимися, допустившими более 6-ти ошибок. Дифференциация ошибок по правилам письма, повторение способов проверки, корректировка записи слов, предложений.

Организует дифференцированную работу учащихся.

Поощряет успешных учащихся.

Организует дифференцированную работу.

Консультирует учащихся.

Помогает слабым учащимся в работе над ошибками.

Осуществляют самостоятельный выбор задания.

Группируют ошибки.

Делают выбор упражнения в соответствии с правилом.

Применяют способы проверки.

Осуществляют работу над ошибками под руководством учителя.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили ли мы задачи урока? Как работали? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время письма?

Организует самооценку, рефлексию.

Осуществляют самооценку, рефлексию.


Урок 73. Проверочная работа

Тип урока: урок контроля и самоконтроля.

Задачи урока: проверить базовый уровень применения знании и способов действии, диагностировать вариативный уровень сформированности УУД.

Планируемые результаты: различать звуки и буквы; давать характеристику согласным звукам по звонкости и глухости; определять однокоренные слова; находить слова с орфограммой в корне; определять способ проверки орфограммы; уметь решать орфографические задачи, объяснять свои действия; группировать слова по частям речи; употреблять правильно вежливые слова.

Оборудование: тетрадь «Контрольные и диагностические работы. 2 класс».

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Ребята, вам предстоит выполнить проверочную работу. Мы сейчас познакомимся с ней, а потом вы будете самостоятельно выполнять работу.

В основной части 6 заданий. (Учащиеся читают задания поочерёдно. Если они не поняли смысл задания, учитель объясняет, что нужно делать.) Тот, кто выполнит основную часть и проверит её, может приступить к дополнительной части. Здесь задания сложнее, но очень интересные. Постарайтесь их выполнить. Успехов вам!

Организует знакомство с содержанием проверочной работы.

Нацеливает на успешное выполнение.

Мотивирует на выполнение дополнительной части.

Определяют содержание заданий.

Задают вопросы.


2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




Выполнение основной части. Самопроверка.

Выполнение дополнительной части.

Организует самостоятельное выполнение задания.

Предъявляют умения. Проверяют.


3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Кто считает, что ему удалось выполнить основную часть? Кто сумел полностью сделать дополнительную часть? А частично?

Организует самооценку.

Осуществляют самооценку.


Урок 74. Обучающее изложение

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: учить прогнозировать содержание текста по заголовку и плану; восстанавливать содержание с помощью плана.

Планируемые результаты: анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов; воспроизводить содержание текстов с опорой на план; оценивать правильность выбора языковых средств при его изложении.

Оборудование: учебник, черновик, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Сегодня мы работаем в рубрике «Мастерская слова». Будем учиться пересказывать текст. Как вы думаете, какие качества пригодятся, чтобы передать текст без искажений? Какие умения потребуются, чтобы записать текст грамотно?

Включает в постановку задач урока.

Ставят задачи урока, в том числе личностного плана.


2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕКСТА




1. Как вы думаете, если заголовок текста «Лесная быль», то о чём может быть сам текст?

2. № 1 (с. 134). Поочерёдное открывание пунктов плана. Прогнозирование содержания текста на основе информации каждого пункта. (Учебники закрыты.)

У нас получились разные рассказы. Какой же из них ближе к авторскому тексту? Давайте послушаем.

Организует работу по прогнозированию текста на основе информации заголовка и плана.

Развивает устную речь. Мотивирует на вслушивание в авторский текст.

Высказывают предположения.

Вычитывают информацию из заголовка и плана.

Составляют собственные тексты.


3. РАБОТА С ТЕКСТОМ




1. № 2 (с. 134). Чтение текста Д. Зуева. Удалось нам предугадать содержание текста?

2. Работа по заданиям учебника. Соотнесение заголовка и плана с содержанием текста. Установление соответствия пунктов плана с частями текста. Чтение текста по частям.

3. Устный пересказ каждой части текста.

4. Работа по предупреждению ошибок. Какие правила письма нужно использовать при письменном пересказе? Какие орфограммы встречаются в слова?

Знакомит с авторским текстом.

Организует работу над структурой и содержанием текста.

Обогащает речь учащихся.

Предупреждает ошибки.

Сравнивают собственные тексты с текстом автора.

Соотносят содержание с заголовком и планом.

Предъявляют знание правил письма.

Находят орфограммы в словах.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




Самостоятельная работа. Письменный пересказ текста. Работа со словарём.

Развивает письменную речь.

Передают содержание текста. Работают со словарём.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Кто хочет прочитать свой текст? Чтение изложений.

Получилось передать содержание? А избежать ошибки при письме? Обращались ли вы к словарю?

Организует проверку, оценку результатов работы.

Предъявляют результаты работы.

Оценивают.


Урок 75*. Анализ изложения

Тип урока: урок рефлексии и коррекции результатов работы.

Задачи урока: организовать рефлексию и коррекцию результатов работы; учить аргументированно проводить работу над собственными ошибками, учить работе над речевыми недочётами и другого типа ошибками.

Планируемые результаты: находить речевые ошибки, анализировать (совместно с учителем) их причину, вносить изменения, классифицировать ошибки на изученные правила, ставить задачи по устранению причин ошибок.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Общая оценка учителем по итогам изложения с двух позиций: 1) передача содержания и речевое оформление; 2) грамотность записи.

Какие задачи поставим на этот урок?

Включает в постановку задач.

Определяют задачи.


2. АНАЛИЗ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ




1. Анализ речевых недочётов, недочётов в содержании. Учащиеся по очереди вычитывают подчёркнутые учителем предложения. Вместе определяют, что не так и как можно исправить. Записывают верный вариант. (Речевые недочёты: определение границ предложений в тексте, нарушение связи в словосочетаниях, неоправданное повторение слова, неправильное или неточное употребление слов. Недочёты в содержании и построении текста: искажение содержания текста, внесение лишних фактов, пропуск главных частей, важных фактов, нарушение логической последовательности (перестановка фактов и событий), повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между предложениями и частями, отсутствие красных строк и выделение частей.)

2. Анализ типовых орфографических и синтаксических ошибок. Больше всего ошибок допущено на правила: ... . Как вы думаете, почему? Что вызвало затруднение? Над чем нужно работать, чтобы не допускать эти ошибки?

— Как можно было проверить?

Организует обсуждение причин типовых ошибок, поиск способов действий по их предупреждению.

Анализируют причины ошибок.

Восстанавливают способы действий.


3. КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ




1. Для учащихся, написавших изложение без ошибок, допустивших 1 — 2 ошибки, задание по желанию: учебник, с. 130, 131.

2. Задание для учащихся, допустивших ошибки.

1) Правильно записать предложения, в которых были допущены речевые недочёты.

2) На с. 130, 131 — выбрать задание для отработки умений по правилу, на которое ошибся.

Организует дифференцированную работу.

Поощряет успешных учащихся заданием по желанию. Осуществляет помощь слабым учащимся. Учит классифицировать ошибки и проводить коррекционную работу.

Выполняют задания.

Проводят коррекцию речевых и других ошибок.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили ли мы задачи урока? Как работали? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время письма?

Организует рефлексию.

Осуществляют рефлексию.


Урок 76*. Творческая работа «Поздравляем с Новым Годом!»

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: учить составлять поздравления с новогодним праздником, познакомить со структурой и способами выражения, оформления поздравлений и пожеланий; пробудить чувство уважения к народному обычаю поздравлять родных, друзей, знакомых с праздниками.

Планируемые результаты: составлять текст — поздравление, оформлять поздравление в соответствии с принятой структурой; соблюдать изученные правила письма при свободном письме.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Мы продолжаем работать в «Мастерской слова». Вы уже попробовали пересказать авторский текст. Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня? Подзаголовок вам должен подсказать ответ.

Чему будем учиться на уроке?

Включает в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на подзаголовок.


2. РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ТЕКСТА




1. Беседа с учащимися об обычае поздравлять друг друга с праздниками, и в частности с наступлением Нового года.

2. № 3 (с. 135). Ознакомление с особенностями текста в жанре поздравления. Выявление отличия поздравления на открытке от письма (краткость). Выделение частей текста поздравления: обращение, поздравление с праздником, пожелание. 3. Лексико-орфографическая работа с каллиграфической записью слов поздравление, пожелание, желаю (здр, авл, жел).

Обсуждение вопроса: «В каком слове содержится значение и поздравления и пожелания одновременно?»

Да, слово поздравляю, так как поздравить — значит пожелать здоровья. Однокоренные слова: здоровье, здравие, здравствовать, здравствуй.

4. Наблюдение над структурой поздравления и пожелания:

1) Дорогие папа и мама!

Поздравляю с Новым 2012 годом!

Желаю хорошего настроения, здоровья, успехов в работе!

2) «Ключик» (с. 135).

5. № 5 (с. 135). Наблюдение над разными языковыми средствами ввода поздравления и пожелания.

Какой вариант вам понравился больше?.

Мотивирует на написание поздравлений.

Знакомит с особенностями жанра, структуры.

Развивает орфографическую зоркость.

Обращает внимание на этимологию слова, на выделение обращений.

Учит отбирать языковые средства.

Предоставляет право выбора формы творческой работы.

Побуждение к нестандартным вариантам поздравлений.

Высказывают мнения.

Объясняют особенности поздравления в письме и открытке.

Выделяют части текста — поздравления.

Запоминают написание слов.

Отбирают языковые средства и форму поздравления.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




№ 5 (с. 135). Самостоятельная работа. Запись выбранного варианта с собственным продолжением (вместо многоточия).

Организует самостоятельную работу учащихся.

Выполняют творческую работу.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




1. Чтение поздравлений. Кто хочет прочитать своё поздравление?

Что можем посоветовать автору?

2. Кого вы планируете поздравить с Новым годом? Пригодятся ли вам знания и умения, которые получили на этом уроке?

Организует проверку, самооценку, рефлексию.

Предъявляют результаты работы.

Осуществляют самооценку, рефлексию.


Уроки 77*, 78*.

  Для педагогов, реализующих 5-часовой учебный план, возможно проведение консультативных часов по проектной деятельности. Возможно обсудить результаты проектных работ по теме «Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать» (с. 136 — 137). Также можно организовать коллективный праздник или другой вид презентации творческих работ.