Тренажёр по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной - Е. М. Тихомирова 2018


Правописание безударных падежных окончаний

1. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж и склонение имён существительных.

У речк..., на карт..., по тропинк..., в книг..., на полян..., из деревн..., под парт..., к берёзк..., с сумк....

2. Определи склонение имён существительных. Подчеркни слова, по которым можно проверять правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

Солнце, стекло, седло, тесто, поле, тополь, товарищ, стакан, якорь, плечо, весло, май, король, стол.

3. Вставь пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж имён существительных.

Чему научишься в молодост..., пригодится в старост.... В скромност... — мудрость, в надменност... — гибель. Ближе матер... друга нет.

4. Исправь ошибки, допущенные в окончаниях имён существительных.

Купила в аптеке, шли по деревне, играли на поляне, вырвал из тетрадки, вышла из речки, узнала из книги, отдыхали на перемени, бегали по дорожки.

  • Найди слова с приставками. Выдели их.

5. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён существительных. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Спрятать в ч...лан..., служ...ть на границ..., щ...риться на солнц..., звуч...ть на площ...д..., встреч...ть друга, друж...ть с Тан..., кач...ть в коляск..., ж...ть в област....

6. Вставь пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж имён существительных.

На север... диком стоит одиноко

На голой вершин... сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустын... далёкой,

В том кра..., где солнц... восход,

Одна и грустна на утёс... горючем

Прекрасная пальма растёт. (М. Лермонтов)

  • Выделенные слова разбери по составу.

7. Вставь пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж имён существительных.

В кроватк..., по дорожк..., над речк..., от радост..., про берёз..., на кроват..., к магистрал..., с соль..., через насып....

  • Запиши предложение с именем существительным женского рода 1-го склонения в форме предложного падежа.

8. Вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж имён существительных.

Заяц-русак живёт в пол... и степ.... Зимой днём он спит в ямк... на лугу или в пол... дремлет в сугроб.... На кормёжку он отправляется ночью. Заяц раскапывает снег, чтобы добраться до озим.... Если в пол... нет еды, заяц побежит в сад или огород. Не откажется он от кочерыжк... и коры молодой яблоньк....

У зайцев много врагов, но больше всех русак боится лесной кошк... — рыс.... (По А. Клыкову)

  • Подчеркни однородные члены предложений.

  • Выпиши словосочетания с вопросами из второго предложения.

9. Заполни таблицу. Выдели окончания имён существительных, укажи склонение.

И.п.

Р.п.

Д.п.

П.п.

площадь




площадка




плач




плакса




печь




печка




10. Просклоняй слова газеты и двери. Выдели окончания имён существительных.

  И.п.

  Р.п.

  Д.п.

  В.п.

  Т.п.

  П.п.

11. Запиши предложения, используя слова, данные в скобках, в форме множественного числа. Укажи падеж имён существительных во множественном числе.

На горизонте показались парусные (судно). Первого сентября (ребёнок) идут в школу. Под голубыми (небо) великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

12. Подчеркни слова, по которым можно проверить правописание безударных окончаний имён существительных во множественном числе.

Дома, столбы, конверты, ложки, пчёлы, ножи, медведи, кони, шапки, соловьи, шары, одеяла.

13. Спиши предложения. Поставь данные в скобках имена существительные в нужный падеж. Укажи падеж изменённых имён существительных.

У меня сегодня много (дело). В магазине не было (мандарин). В ящиках было много (апельсин). В книге мы читали о подвигах (солдат).

14. Запиши имена существительные в форме именительного падежа множественного числа. Выдели окончания. Обозначь ударение.

Портфель, инструмент, конструктор, редактор, шофёр, выбор, комбайнёр.

15. Запиши данные имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Сапоги, портфели, валенки, ботинки, овцы, кони, колосья.

16. Поставь имена существительные в форму множественного числа. Выдели окончания. Обозначь в словах ударение.

Профессор, директор, повар, адрес, берег, лес, платье, гнездо, письмо, здание.

17. Запиши данные словосочетания в форме родительного, дательного и предложного падежей. Выдели окончания.

Спелые сливы, редкие журавли, морские узлы, дружные семьи, рябиновые грозди, срочные дела.

  Р.п.

  Д.п.

  П.п.

18. Выдели окончания имён существительных в предложном и творительном падежах множественного числа. Подчеркни слова, в которых окончание является орфограммой.

На стройке работа идёт днями и ночами. На машинах привозят цемент, кирпичи. Подъёмными кранами поднимают на верхние этажи готовые блоки. Кирпичи укладываются рабочими ровными рядами. Всеми работами руководит прораб. Он помнит обо всех строителях, доставке материалов и сроках сдачи объекта.

19. Спиши. Поставь данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Укажи падеж и склонение. Выдели окончания.

Пушистым снегом покрылись ветки на (дуб, берёза, ель). Самолёт прилетел из (Казань, Владивосток, Самара). Хвоя растёт на (ель, сосна, можжевельник). Мы гуляли по (улица, площадь, город).

Автор: Е. М. Тихомирова