Тренажёр по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной - Е. М. Тихомирова 2018


Повторение

Наша речь и наш язык. Текст

1. Заполни таблицу.

Слова приветствия

Слова извинения

Слова прощания







2. Вставь «вежливые» слова, подходящие по смыслу, в диалог ребёнка и библиотекаря.

  ..., Тамара Петровна!...!

— Могу я взять почитать книгу А. Волкова «Жёлтый туман»?

  — Конечно! Возьми, ...

  — ... !

  • Подчеркни обращение в предложении.

3. Дополни предложения, чтобы они стали распространёнными. Запиши получившийся текст.

Греет солнце. Пожелтели листья. Моросит дождь. Выросли грибы.

4. Расставь предложения так, чтобы получился связный текст.

  Чем дятел кормится

  — Называется эта птица — дятел.

  — Живёт у нас в лесу птица.

  — Сядет на дерево, да и не на ветку, как другие птицы, прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает.

  — Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё пёрышки яркие, красные. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.

  — Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет.

  — Это дятел обедал — семена из сосновых и еловых шишек добывал.

  — Иной раз на снегу под деревом много-много шишек валяется.

  (По Г. Скребицкому)

  • Разбери слово достанет как часть речи.

5. Запиши тему и основную мысль текста. Озаглавь текст. Составь и запиши его план.

  ...

Летом принёс я лисёнка домой. Дочка и сынишка рады. Корм несут. Назвали зверька Тузиком. Он оказался ласковый, смирный. Цыплят не трогает, петуха боится, с котёнком играет. Ел то же, что и мы. К ребятам привязался. На улицу водили его на верёвочке.

Всё хорошо, но грязный был зверёк, нечистоплотный. На реку мы его водили, убирали за ним. И решили избавиться от него. Принесли в лес и пустили на волю. Он сразу же в траве и скрылся. Прощай, Тузик!

Идём домой, уже половину дороги прошли. Оглянулась дочка — Тузик бежит. Делать нечего, взяли его домой. Опять живёт у нас Тузик.

Во второй раз отнесли в лес, но теперь пустили в нору. Когда-то в этой норе жила лиса с выводком. На этот раз вернулись домой без лисёнка. (Ф. Костенко)

6. Обведи группу предложений, которая является текстом. Запиши тему текста.

Скоро и вправду наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где бы потеплее, а как-то раз она и вовсе пропала. Искали, искали её — нигде нет. Наверное, убежала в сад, а оттуда в лес.

Из тёмных туч посыпал снег. Урожай пшеницы доставили на колхозный элеватор. Школьники с нетерпением ждут каникул. Звери попрятались в норки или залегли в спячку.

7. Запиши тип текста. Выпиши вопросительное предложение.

Много веков назад Землю населяли животные огромных размеров: плезиозавры, тираннозавры, стиракозавры. Почему названия всех этих великанов оканчиваются на «завр»? И почему все они вместе называются динозаврами? Слово «динозавр» составлено из двух древнегреческих слов. «Завр» по-русски означает ящер, а «динос» — чудовище. Все эти чудовища — родственники обыкновенной ящерицы! (По Л. Гальперштейну)

8. Определи тип текста.

Обезьянка оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршинна. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет. (Б. Житков)

  • Подчеркни в тексте имена прилагательные.

9. Составь и запиши текст-повествование об осеннем дне.

Автор: Е. М. Тихомирова