Тренажёр по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной - Е. М. Тихомирова 2018


Обобщение

1. Озаглавь текст. Замени в предложениях глаголы в прошедшем времени глаголами настоящего времени. Запиши, выдели окончания глаголов. Укажи спряжение.

Лето — время л...сных м...лышей. Выл...тали из гнёз птицы. У зв...рей подрастала смена. Старше всех д...тёнышей м...двежата. Они послушно следовали за матер...ю. Л...сята играли у н...ры. Б... льчонок совершал свой первый высотный прыжок. В сумерках вых... дили на охоту ежата. В л...су ты видел много м...лышей. Не об...жай их! (По Н. Надеждиной) * •

  • Выделенное предложение разбери по членам и укажи части речи.

  • Разбери слово совершал как часть речи.

2. Найди и подчеркни в тексте однородные члены предложений. Выпиши глаголы прошедшего времени. Укажи их число и род. Разбери глаголы по составу.

Выложили клёцки на серебряное блюдо, налили суп в тарелку саксонского фарфора и понесли герцогу. Скоро в герцогские покои потребовали повара, который готовил завтрак. На кухне начался переполох. Главный повар жалел, что доверился какому-то пришлому карлику. Но ничего не поделаешь, отправили к герцогу Якоба.

Герцог увидел уродливого карлика и засмеялся. Потом он спросил:

— Кто ты, откуда и где научился так готовить?

Не хотел Якоб рассказывать, что с ним приключилось. (В. Гауф)

3. Вставь пропущенные буквы. Выпиши из текста глаголы и выдели окончания. Укажи время, лицо, число и спряжение глаголов.

Улиток мы называ...м м...гкотелыми или моллюсками. Моллюск по латыни знач...т «мя...кий». В наш...х реках обита...т беззу...ка.

Беззу...ка — это моллюск, у которого г...ловы нет, а есть н...га, похожая на толстый клин. Тело ули...ки укрыва...т двустворчат...я раковина. Высун...т беззу...ка ногу, воткнёт её в п...сок, раку...ка дрогн...т, потом сдвин...тся с места. Перемест...тся беззу...ка на два-три сантиметра, отдохнёт — и снова в путь. Она тихохо...: за ч...с мож...т проп...лзти тридцать- сорок сантиметров. Через одну трубочку беззу...ка втягива...т воду, а через другую — выбрасыва...т. При этом и дыш...т, и ест. (Из «Энциклопедии для детей»)

  • Подчеркни числительные.

4. Спиши пословицы и поговорки. Поставь глаголы в форму 2-го лица единственного числа. Выдели окончания глаголов. Укажи спряжение.

Кашу маслом (не)испорт... (Не)потруд...ся — мёду (не)по.... Слезами горю (не)помож.... Из поговорки слова (не)выкин.... Без труда (не)вытащ... и рыбку из пруда. Здоровье сгуб... — новое (не)куп.... За твоим языком (не)поспе... и босиком. Богатством ума (не)куп.... Одним кнутовищем коню силы (не)прибав...

  • Подчеркни глаголы с частицей не. Вспомни и запиши ещё одну пословицу, в которой будет глагол с частицей не.

Автор: Е. М. Тихомирова