Тренажёр по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной - Е. М. Тихомирова 2018


Предложение

1. Раздели текст на предложения. Подчеркни подлежащие и сказуемые. Выпиши нераспространённое предложение.

Пришёл сентябрь после знойного лета наступила золотая осень по опушкам лесов ещё растут подосиновики и сыроежки на старых больших пнях жмутся друг к дружке опёнки. (По И. Соколову-Микитову)

• Разбери выделенные слова по составу.

2. Разбери предложение по членам. Дай характеристику предложению.

Летом отец рано вставал и шёл в поле.

3. Разбери предложение по членам. Выпиши словосочетания с вопросами. Укажи над словами, какой частью речи они являются.

Я шёл по лесу и дышал запахом сухих листьев.

4. Составь и запиши текст из деформированных предложений. Озаглавь его.

      ...

1) Медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолёте, в, Фомку. 2) Медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и. 3) Рвать, Фомка, сетку, стал, крик, поднял, и, страшный. 4) Выпустить, клетку, и, тогда, открыли, решили, его. 5) Осторожно, всё, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошёл, осмотрел, из. 6) Влез, в, кресло, Фомка, окно, и стал, глядеть, в. 7) Ел, кресле, в, спал, и, он. 8) Так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок. (По Ф. Костенко)

5. Придумай и запиши два предложения с обращениями.

6. Расставь знаки препинания в диалоге печки и Малашечки из сказки «Привередница». Найди в тексте обращения, подчеркни их.

— Печь, печурка ... Не видала ли ты моего братца Ивашечку ...

— Девочка-привередница, поешь моего ржаного хлеба, поешь, так скажу ...

— Вот ещё, стану я ржаной хлеб есть ... Я у матушки да у батюшки и на пшеничный не гляжу ...

— Эй, Малашечка ... Ешь хлеб, пироги впереди ...

Малашечка рассердилась и побежала далее ...

  • Разбери последнее предложение по членам. Дай характеристику предложению.

7. Подчеркни предложения, в которых есть обращения. Укажи в скобках, какими предложения являются по цели высказывания и интонации.

Друзья, бегите отсюда! (  ) Алёша долго собирался в школу. (  )

  А чего бы тебе, Шарик, под крыльцом не устроиться? (  ) Это не болезнь, госпожа графиня, это тоска. (  ) Мы сегодня поедем за город? (  ) Не плачь, Незнайка! (  )

8. Выдели обращения запятыми. Подчеркни обращения, которые состоят из нескольких слов.

  «Что ты батька так рано поднялся?

  Чего ты взыскался?»

  Вот он кричит: «Поди-ка сюда

  Верный мой работник Балда».

  «Да вот верёвкой хочу море морщить

  Да вас проклятое племя корчить».

  «Балдушка погоди ты морщить море,

  Оброк сполна ты получишь вскоре».

  Вылез бесёнок: «Полно мужичок

  Вышлем тебе весь оброк».

  А Балда ему: «Глупый ты бес

  Куда ж ты за нами полез?»

  (А. Пушкин)

9. Найди в тексте дополнения. Подчеркни их. Укажи падежи этих слов.

Шляпа спланировала в пруд! Но упала она не в воду, а одному лебедю прямо на голову. Лебеди заинтересовались и подплыли к этому лебедю в шляпе. А он изо всех сил мотал головой, чтобы сбросить шляпу, но она никак не слетала. Все лебеди глядели на эти чудеса и, наверно, очень удивлялись. (По В. Драгунскому)

  • Разбери выделенное слово как часть речи.

10. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте обстоятельства и подчеркни их. В первых трёх предложениях укажи части речи.

Мы х...дили по м...л...дому лесу. Тёту...ка первая вышла на мален... кую п...лянку. Она нашла с мейство груздей. Тётя стала на колени и ак...уратно щ...пала руками землю под лист ями папоротника. Она вынимала грузди и кл...ла в к...рзинку. Скоро и мы с отцом нашли гн...здо груздей. (По С. Аксакову)

11. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте определения. Выпиши их с существительными, к которым они относятся. Укажи в скобках число и падеж.

В мя...ком воздухе разлит осен...ий зап...х. Тонкий туман ст...ит над жёлтыми п...лями. Скво...ь обнажённые суч...я д...рев...ев мирно б...леет неподвижное небо. Кое-где на липах в...сят последние лист...я. Сырая з...мля пруж...нит под н...гами. Высокие былинки не шевелятся. Длин...ые нити бл...стят на тр...ве. (И. Тургенев)

Автор: Е. М. Тихомирова