Тренажёр по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной - Е. М. Тихомирова 2018


Состав слова

1. Запиши каждую группу однокоренных слов с новой строки. Выдели в словах корень.

1) Лев, налево, слева, львёнок, львиная, левая, левша, львица.

2) Укол, Коля, Колин, колоть, Коленька, раскол, заколка.

2. Запиши вопрос, на который отвечают глаголы. Образуй и запиши слова с помощью приставки за-.

Бить, шить, клеить, петь, копать, бежать, носить, лечить, делать, плыть.

  • Запиши вопрос, на который отвечают глаголы с приставками.

3. Запиши шесть слов, соответствующих схеме.

4. Разбери сложные слова по составу.

Молоковоз, пчеловод, мясорубка, вертолёт, троллейбус, огородник, подберёзовик, рудокоп, соковыжималка, поварёшка, подорожник.

5. Соедини стрелочками однокоренные слова. Выдели в них корень.

звездочёт      солонка

солёный      морской

длинный      звезда

работа      погостить

гость      удлинить

ночник      сладость

покраска      ночь

светофор      красить

сладкий      подсветка

  • Выпиши слова, которые остались без пары. Запиши к ним по два однокоренных слова. Выдели корень.

6. Найди и выпиши слова, в которых -ок- является суффиксом.

Лесок, пирожок, окошко, протокол, бережок, утюжок, грибок, ток, сырок, листок, сок, токарь.

7. Запиши предложение, изменив форму слов в скобках. Выдели окончания в изменённых словах.

А потом крот прорыл под (земля) длинный подземный ход от своего (дом) к самой (норка) полевой (мышь) и пригласил старую мышь и (Дюймовочка) прогуляться по этому подземному (ход). (Г.-Х. Андерсен)

  • Укажи падежи имён существительных.

8. Запиши однокоренные слова с корнем -плач-. В корнях слов возможно чередование букв. Выдели в словах корень.

9. Запиши слова в алфавитном порядке. Подчеркни удвоенные согласные.

Жанна, шоссе, суббота, перрон, кроссворд, бассейн, ванна, металл, юннат, аппетит.

10. Запиши слова в таблицу.

Доро...ка, кро...ка, кату...ка, обло...ка, ло...ка, ча...ка, Петру...ка, стру...ка, пёры...ко, задер...ка, пробе...ка, оды...ка.

ж

ш



11. Подбери к данным словам проверочные, состоящие только из корня. Запиши получившиеся пары. Выдели корень.

Загр...знил, задр...жал, пл...довый, заскр...пел, с...довник, з...лёный, цв...тной, ...довитый, к...ло- сок, б...говая.

  • Напиши, слова какой части речи ты подобрал для проверки.

12. Выпиши слова, в которых буква гласного звука в корне является орфограммой. Выдели корень.

Глазной, глазки, глаз, глазница.

Травка, трава, травянистый.

Походка, выход, входящий, переход.

Запись, расписание, записка, пропись.

Складское, клад, кладём, раскладушка.

13. Запиши слова, распределив их в зависимости от орфограмм. Укажи в таблице эти орфограммы.

Ярос...ный, пас...бище, ни...кий, ко...ти, извес...ный, нахо...ка, мес...ность, чудес...ный, тра...ка, морко...ка, счас...ливый, карто...ка.

согласные

согласные



14. Составь и запиши словосочетания из данных слов. Выдели окончания изменённых слов.

(Скоростной) шоссе, (поздний) пассажир, (деревянный) лестница, (устный) рассказ, (прекрасный) коллекция, (вкусный) мусс.

  • Укажи род имён прилагательных.

  • Подчеркни в словах орфограммы.

15. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Между тр...винками, по сухим з...мляным к...лючкам, по сухой тр...ве сп...шат-б...гут хл...п...тливые муравьи, н...сут тр...винки — строить себе высокий дом. (И. Соколов-Микитов)

16. Вставь букву е или и. Выдели суффиксы.

Ореш...к, мост...к, мешоч...к, горош...к, столб...к, ковш...к, внуч...к, нож...к, кирпич...к, овраж...к, таз...к.

17. Вставь подходящие по смыслу приставки.

  ...дел старик шапку, ...шли они со старухой на огород и стали дочку из снега лепить. ...катали снежный ком, ручки, ножки ...ладили, сверху снежную голову ...ставили. ...лепил старик носик, рот, ...бородок. Глядь — а у Снегурочки губы ...розовели, глазки ...крылись.

  • Подчеркни в предложениях однородные члены.

18. Вставь пропущенные буквы. Выдели в словах корень и приставку.

3...морский, ...бъехать, пр...смотр, н...дводный, пр...катить, ...тсвет, п...солить, д...ход,  ...делать, п...р...двигать, пр...скакать.

19. Запиши пословицы и поговорки, раскрывая скобки. Выдели приставки, предлоги обведи.

Видать сокола (по)полёту, а доброго молодца (по)походке. Мать ляжет (на)мокрое, а детям (по)стелит сухое. (От)умного (на)учишься, (от)глупого (раз)учишься. (В)рукавицу ветра (не)(из)ло- вишь.

20. Вставь букву о или е. Выдели суффиксы с этими буквами.

Дру...к, круж...к, звоноч...к, башмач...к, каблуч...к, листоч...к, волч...к, роднич...к, сыноч...к, цветоч...к, молоточ...к.

  • Подчеркни буквы шипящих согласных звуков.

21. Составь и запиши слова.

1) Приставка в нём такая же, как в слове рассудить. Корень в нём такой же, как в слове кладовая. Суффикс в нём такой же, как в слове избушка. Окончание в нём такое же, как в слове победа.

2) Приставка в нём такая же, как в слове засмеяться. Корень в нём такой же, как в слове морозилка. Суффикс в нём такой же, как в слове ошибка. Окончание в нём такое же, как в слове соседи.

3) Корень в нём такой же, как в слове бездельник. Суффикс в нём такой же, как в слове сосновый. Окончание в нём такое же, как в слове морской.

  Укажи, какими частями речи являются записанные слова. Подчеркни в них орфограммы.

22. Вставь, где нужно, букву т.

Чудес...ный, доблес...ный, чес...ный, вкус...ный, опас...ный, радос...ный, ужас...ный, прекрас...ный.

  • Запиши, на какую орфограмму все слова в данном задании.

23. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки. Разбери по составу сложное слово.

С...ёмочная пл...щ...дка, с...естные припасы, железнод...рожный раз...ез , б...льшой об...ём, под...ёмный кран.

24. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в таблицу.

Об...явление, в...езд, под...ём, в...юга, крыл...я, весел...е, прол...ёт, раз...ём, зимов...е, под...езд, обез...яна, кел...я, об...ём.

ъ

ь


Автор: Е. М. Тихомирова