Тренажёр по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной - Е. М. Тихомирова 2018


Части речи

1. Выдели в однокоренных словах корень. Укажи над словами, какой частью речи они являются. Подчеркни в каждой группе слова, с помощью которых можно проверить написание буквы непроизносимого согласного звука в однокоренных словах.

Счастливый, счастливчик, осчастливить, счастье.

Местный, местечко, местность, место.

Известность, известие, вестник, известить.

Опасаться, опасный, опасность, опасение.

2. Подчеркни названия самостоятельных частей речи.

Имя существительное, местоимение, предлог, глагол, союз, имя числительное, имя прилагательное, частица.

3. Вставь пропущенные буквы в имена существительные. Подбери к ним проверочные неодушевлённые имена существительные.

Образец: б...ец — бой.

п...вец — ...

прод...вец — ...

ст...левар — ...

стр...лок — ...

л...соруб — ...

стор...ж — ...

  • Выдели корни в сложных словах.

4. Вставь в слова пропущенные буквы. Заполни таблицу.

3...лёнка, з...ленеть, з...лёный.

Б...льной, б...льница, б...леть.

См...шить, см...шной, см...шинка.

Л...цо, л...цевой, л...цедействовать.

Цв...ток, цв...точный, расцв...сти.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол







5. Выпиши имена существительные женского рода. Подчеркни в них орфограммы.

Декабрь, брешь, брошь, токарь, чушь, тираж, дрожь, мышь, фарш, тополь, упряжь, выигрыш, мощь.

6. С помощью суффикса -н- образуй от имён существительным имена прилагательные.

  даль — ...      радость — ...

  гора — ...      смех — ...

  лес — ...      друг — ...

7. Поставь имена прилагательные в нужную форму. Выдели окончания. Укажи род имён существительных.

Горяч... кофе, известн... фамилия, цветочн... кашпо, льнян... скатерть, заказн... бандероль, красив... тюль, яблочн... повидло, чёрн... рояль, асфальтированн... шоссе.

8. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в тексте имена существительные. Укажи над ними род и число.

  П...см...трю на ю... — нивы зрелые,

  Что камы... густой, тихо движутся;

  Мурава лугов к...вром стелется,

  Виногра... в с...дах нал...вается.

  (И. Никитин)

9. Заполни таблицу.

Неопределённая форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

лететь




вылететь




хвалить




похвалить




10. Запиши имена прилагательные, согласуя их с именами существительными, данными в скобках. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи число и род (где можно) имён прилагательных.

  длинный (день, платье, верёвка, брюки)

  спелый (картофель, яблоко, черешня, сливы)

  золотой (перстень, кольцо, цепочка, руки)

  • Подчеркни словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в переносном значении.

11. Найди и подчеркни глаголы в неопределённой форме. Укажи падежи имён существительных.

  Кто жить умеет по часам

  И ценит каждый час,

  Того не надо по утрам

  Будить по десять раз.

  И он не станет говорить,

  Что лень ему вставать,

  Зарядку делать, руки мыть

  И застилать кровать.

  Успеет он одеться в срок,

  Умыться и поесть,

  И раньше, чем звенит звонок,

  За парту в школе сесть. (С. Баруздин)

  • Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

12. Подчеркни предложения, в которых выделенные слова являются именами существительными.

1) Сел Емеля на печь и поехал к царю. Бабушка будет сегодня печь пироги. 2) Около деревни военные развернули палаточный городок. На поезде перевозили военную технику. 3) Дежурный ученик раздал тетради. Дежурная до утра не покидала свой пост. 4) Не плачь, Алёнушка, найдём мы твоего братца. За стеной раздавался плач ребёнка.

13. Из данных слов составь и запиши предложения. Укажи все части речи.

  прогулку, уроков, вышли, дети, после, на зиме, жители, к, лесные, готовятся

Автор: Е. М. Тихомирова