Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 9

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Мы шли по левому бер..гу р..ки. Вдруг (в)переди на в..лежнике пок..залась белка. Она с..дела на задних лапах и зал..жив хвостик на спинку грызла шишку.4 При нашем пр..ближении белка схв..тила свою добычу и бросилась на дер..во. (От)туда (с)верху она с любопытством посматр..вала на людей. Кстати два слова о белке. Это ж..вотное пр..дставитель грызунов. Оно имеет удл..нё(н,нн)ое2 тело и дли(н,нн)ый хвост. (Не)большая кр..сивая головка украш..на большими ч..рными гл..зами и (не)большими закруглё(н,нн)ыми ушами оканч..ва..щим..ся пучками дли(н,нн)ых ч..рных волос р..сположе(н,нн)ых веерообразно.

Белка ж..вотное то оседлое то кочевое. Весь3 день она пребывает в движени.. . Она можно сказать (не)вынос..т покоя1 и только в т..мноте л..жит на боку то св..рнувшись то закинув хвост на голову. Кажется дв..жение ей так(же) (не)обходимо как вода пища и воздух.

(По В. Арсеньеву)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Выпишите из выделенного предложения словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Выполните синтаксический разбор предложения.4

Ответ:

1) Мы шли по левому берегу реки. Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. Она сидела на задних лапах и, заложив хвостик на спинку, грызла шишку. При нашем приближении белка схватила свою добычу и бросилась на дерево. Оттуда, сверху, она с любопытством посматривала на людей. Кстати, два слова о белке. Это животное — представитель грызунов. Оно имеет удлинённое тело и длинный хвост. Небольшая красивая головка украшена большими чёрными глазами и небольшими закруглёнными ушами, оканчивающимися пучками длинных чёрных волос, расположенных веерообразно.

Белка — животное то оседлое, то кочевое. Весь день она пребывает в движении. Она, можно сказать, не выносит покоя и только в темноте лежит на боку, то свернувшись, то закинув хвост на голову. Кажется, движение ей так же необходимо, как вода, пища и воздух.

2) Тема текста — белка как представитель грызунов, её привычки и образ жизни.

3) Стиль речи — научно-популярный; тип речи — повествование с элементами описания.

4) по берегу реки, шли по берегу

2. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Есть мочёные яблоки на масленой это старый обряд московских студентов.

 2) День тёплый и солнечный.

 3) У тебя брошка как пчёлка.

 4) Высотные здания в сочетании с классическими решениями вот будущий стиль Москвы.

 В каких предложениях нет знаков препинания и почему?

Ответ:

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.

 1) Лес был белым от цветущей черёмухи.

 2) Я буду помнить этот засушенный цветок.

 3) Он хорошо умел скрывать свои чувства.

 4) И Гагин опять улыбнулся своей тихой улыбкой.

Ответ:

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Темнело. Мы хорошо отдохнули у реки, но пора собираться домой. Люблю эти тихие вечера на природе, но скоро пойдёт последняя электричка.

Ответ:

 Темнело. (безличное)

 Пора собираться домой. (безличное)

 Люблю эти тихие вечера на природе... (определённо-личное)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом, разберите его по членам, составьте схему однородных членов.

 1) Белые лепестки цветущих вишен слив и яблонь осыпали развалины древнего города.

 2) В её глазах дрожало что-то не резкое не грубое а мягкое и стыдливое.

 3) И солнце и зелёные травы и реки всё было до слёз родное.

 4) Из множества звуков земли самый весёлый звук песня полевых и луговых жаворонков.

Ответ:

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, разберите его по членам, сделайте схему.

 1) В комнату через лёгкую решётку доходящую до самого потолка хлынуло солнце.

 2) Старый пёс вылез из будки и сидел склонив голову набок.

 3) В простенькой гостиной убранной без притязаний было уютно и чисто.

 4) Снег растаял появились первые зеленеющие листочки.

Ответ:

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно. Открыв окно, в комнате стало светло и прохладно.

Ответ:

 Когда я открыл окно, в комнате стало светло и прохладно.

8. Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

 1) Температура по сообщению синоптиков будет ниже климатической нормы.

 2) Найти клевер с четырьмя листочками к счастью.

 3) Сегодня к счастью не было сильного ветра.

 4) Твоё появление было как нельзя кстати.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

 1) Рано утром часов в шесть экспедиция продолжит движение по маршруту.

 2) Впереди почти у самого горизонта показались яркие всполохи света.

 3) Всюду на земле и в воздухе чувствовалось приближение осени.

 4) Впереди версты за две от обоза белели длинные амбары.

Ответ:

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания в предложении:

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно,1 ты хотел,2 старик,3

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имён...

      (М. Ю. Лермонтов)

Ответ:

 1 — выделяет вводное слово; 2, 3 — выделяют обращение.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) слова автора стоят в середине прямой речи,

 б) слова автора стоят после прямой речи.

Ответ:

Составленные предложения с прямой речью должны соответствовать схемам; «П, — а, — п». «П», — а.

12. Письменно расскажите в 2 — 3 предложениях об антонимах.

Ответ:

 Антонимы — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой. В художественной литературе приём, основанный на использовании антонимов, называется антитезой, или противопоставлением.