Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 1

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Все ра..брелись по лесу кто(то) пош..л за яг..дами других пр..влекла рыбалка трет..и решили зажеч.. к..стёр. Лес зазв..нел смех..м и криками пени..м и ауканьем. На зап..де было ещё светло но кругом становилось все т..мнее. Средь полной тиш..ны в глуб..не неба тучи соб..рающиеся в клубы на юге р..сли медле(н,нн)о и увере(н,нн)о.4

Лес (в)дали где(то) в северной ст..роне глухо и мрач..но з..шумел. По в..ршинам д..ревьев по х..лмам и д..линам бурным п..рывом3 пронё(с,сс)я ветер срывавш..й лис(?)тья1 с веток. Токарев (не)смотря на ур..ган т..жело с усилием ш..л (в)переди стараясь (не)сбит(?)ся с напр..вления. (С)начала он усердно гл..дел по ст..ронам потом п..рестал и пош..л л..ниво. Крики и ауканья ст..новились всё отд..лё(н,нн)ее. Лес мрач..ный и пот..мневш..й выл и шумел под нал..тевш..м2 вихр..м. Ж..лтые красные б..гряные листья и суч(?)ки пад..ли на землю п..крывая её разн..цветным к..вром. (В)дали глухо гр..хотал гром.

(По В. Вересаеву)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Выпишите из выделенного предложения словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Выполните синтаксический разбор предложения4.

Ответ:

1) Все разбрелись по лесу: кто-то пошёл за ягодами, других привлекла рыбалка, третьи решили зажечь костёр. Лес зазвенел смехом и криками, пением и ауканьем. На западе было ещё светло, но кругом становилось всё темнее. Средь полной тишины в глубине неба тучи, собирающиеся в клубы на юге, росли медленно и уверенно.

Лес вдали, где-то в северной стороне, глухо и мрачно зашумел. По вершинам деревьев, по холмам и долинам бурным порывом пронёсся ветер, срывавший листья с веток. Токарев, несмотря на ураган, тяжело, с усилием шёл впереди, стараясь не сбиться с направления. Сначала он усердно глядел по сторонам, потом перестал и пошёл лениво. Крики и ауканья становились всё отдалённее. Лес, мрачный и потемневший, выл и шумел под налетевшим вихрем. Жёлтые, красные, багряные листья и сучки падали на землю, покрывая её разноцветным ковром. Вдали глухо грохотал гром.

2)* Тема текста — лес перед грозой.

3) Стиль речи — художественный, тип речи текста — повествование с элементами описания.

4) грохотал глухо, грохотал вдали

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, а также однородными обстоятельствами, выраженными наречиями.

* Здесь и далее: ответы на задания 2, 12 могут быть даны в иной, близкой по смыслу формулировке.

2. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Арал море невесёлое.

 2) Сам он по профессии парикмахер.

 3) Понедельник это актёрское воскресенье.

 4) Ладожское озеро громадная ледяная равнина.

 В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

Ответ:

3. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым и разберите его по членам.

 1) К нам приехали гости на масленицу.

 2) Трава в лощине начинала роситься.

 3) Пробило три часа.

 4) Половина неба была закрыта низкой тёмной тучей.

Ответ:

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Темнело. Сад выл и шумел, в воздухе кружились мокрые жёлтые листья, в аллеях стояли лужи. Глянуло неприветливой осенью.

Вот и вечер. Непогода усиливалась. Думаем, что гости разъедутся только утром.

Ответ:

 Темнело. Глянуло неприветливой осенью. (безличные)

 Вот и вечер. (назывное)

 Думаем ... (определённо-личное)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

 1) В чёрных окнах сгоревшего дома стояло алое солнце то полумесяцем то серпом то огненным полнолуньем.

 2) И покосившийся крест над ключом и чёрная вода в просветах зелёной тины и старые ивы всё глядело очень таинственно.

 3) Извозчики говорили о своей бедности о морозе о барских затеях о своих тёмных дворах.

 4) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.

Ответ:

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

 1) Я увидел огромные серые глаза на подвижном оживлённом лице.

 2) Вокруг меня расстилалась пустыня необъятная безбрежная.

 3) В саду шуршали под ногами опавшие листья.

 4) Ветер то притихал то сбивал с веток листья шуршавшие под его порывами.

Ответ:

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно. Беря карандаш в руки, он сломался.

Ответ:

 Когда я взял карандаш в руки, он сломался.

8. Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

 1) Конечно каждый человек по-разному представляет счастье.

 2) Снаружи доносился равномерный унылый шелест дождя быть может последнего в этом году.

 3) Как говорят зима будет снежная.

 4) Все только и говорят о случившемся.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

 1) По вечерам до прихода близких он любил послушать музыку.

 2) Куст можжевельника рос высоко над самым обрывом.

 3) Везде в городе особенно на бульварах была яркая иллюминация.

 4) Все члены кооператива даже больные потянулись на собрание.

Ответ:

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Душа моя Павел,1

Держись моих правил,2

Люби то-то и то-то,3

Не делай того-то.

      (А. С. Пушкин)

Ответ:

 1 — выделяет обращение, 2 и 3 — разделяют однородные члены.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) прямая речь стоит перед словами автора,

 б) прямая речь стоит после слов автора.

Ответ:

Составленные предложения должны соответствовать схемам: а) А: «П». б) «П», — а*.

12. Расскажите письменно в 2 — 3 предложениях о заимствованных словах.

Ответ:

Заимствованные слова — это слова, вошедшие в русский язык из других языков и обогатившие нашу лексику. Многие из них с течением времени воспринимаются как исконно русские, например, слова кровать, кукла заимствованы из греческого языка.

* Здесь и далее: правильный ответ должен содержать предложения с прямой речью, соответствующие указанным схемам.