Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 2

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

В то утро (в)первые в моей жизн.. я услыш..л пор..зивш..ю меня игру на п..стушьем3 ро..ке.4

Я см..трел в ..ткрытое окно лёжа в тепл..й п..стел.. подраг..вая от хол..дка з..ри.

Улиц.. были зал..ты роз..ватым светом со..нца встававш..го за домами. Вот открылись в..рота дв..ра и с..дой п..стух выш..л на сер..дину ещё пусты(н,нн)ой улиц., п..ставил у ног на камушки свою шляпу прил..жил обеими руками дли(н,нн)ый рож..к к губам. Рож..к з..играл так громко что да(же) в ушах задребе..жало2. Но это было только (с)начала так а потом он стал заб..рать всё выш.. жальче жальче. И (в)друг пастух з..играл что-то радос..ное и мне стало вес..ло. Замыч..ли (в)дали к..ровы стали подб..рат..ся (по)немногу. А п..стух всё ст..ял1 и играл. Он играл запр..кинув гол..ву играл как(бы) в небо з..быв (про)всё что было (во)круг. Ко..да обрывалась пес(?)ня и п..стух п..реводил дыхан..е слыш..лись восх..щё(н,нн)ые голоса на улице Вот это мастер

Мне к..залось что п..стух то(же) это слыш..т и пон..мает как его слуш..ют и это ему пр..ятно.

(По И. Шмелёву)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Выпишите из выделенного предложения словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Выполните синтаксический разбор предложения.4

Ответ:

1) В то утро впервые в моей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лёжа в тёплой постели, подрагивая от холодка зари.

Улица была залита розоватым светом солнца, встававшего за домами. Вот открылись ворота двора, и седой пастух вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног на камушки свою шляпу, приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это было только сначала так, а потом он стал забирать всё выше, жальче, жальче. И вдруг пастух заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали подбираться понемногу. А пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, забыв про всё, что было вокруг. Когда обрывалась песня и пастух переводил дыхание, слышались восхищённые голоса на улице «Вот это мастер!».

Мне казалось, что пастух тоже это слышит и понимает, как его слушают, и это ему приятно.

2) Тема текста — впечатления от игры пастуха на рожке.

3) Стиль речи — художественный, тип речи — повествование с элементами описания.

4) в то утро; в моей жизни; поразившую игру; на пастушьем рожке

2. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Книга верный друг.

 2) Хорошо учиться наша главная задача.

 3) Утро тихое и радостное.

 4) Умение вести разговор это талант.

 В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

Ответ:

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.

 1) Я надеюсь добиться успеха в жизни.

 2) Они очутились в громадном помещении, где смутно виднелись гигантские машины.

 3) Мой брат был учителем в сельской школе.

 4) Он был рад вернуться в Москву.

Ответ:

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Токарев вместе с Изворовыми воротился в деревню. Все были печальны и молчаливы. Темнело. Токарев вышел в сад. Вечер был безветренный и холодный, заря гасла. Сквозь поредевшую листву аллей светился серп молодого месяца. Пахло вялыми листьями. Было просторно и тихо. Токарев думал: «Идёшь по аллее, и листья шуршат в такт шагам».

Ответ:

 Темнело. (безличное)

 Пахло вялыми листьями. (безличное)

 Было просторно и сыро. (безличное)

 ... идёшь по аллее (определённо-личное)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

 1) Искусство создаёт хороших людей формирует душу.

 2) Здесь выступали не только признанные мастера но и молодые музыканты.

 3) Растения тут самые разнообразные а именно каштаны ясени дубы дикие яблони груши разные виды плющей.

 4) В его взгляде были одновременно тревога и испуг мольба и надежда.

Ответ:

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

 1) Свежий мартовский ветер гнал по пробудившемуся весеннему небу облака.

 2) Исследователи увлечённые изучением незнакомой местности не заметили наступления ночи.

 3) Давно не кошенная трава заполонила весь сад.

 4) Митрофан Ильич растерянный и смущённый подал документы.

Ответ:

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены все важнейшие церковные книги.

Ответ:

Когда была создана славянская азбука, на славянский язык были переведены все важнейшие церковные книги.

8. Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

 1) Более трети поверхности Земли как известно занимает Тихий океан.

 2) Казалось бы ничем не примечательный пейзаж превратился в удивительный образ.

 3) Нам казалось что счастье уже близко.

 4) С одной стороны это был человек очень мягкий с другой решительный и прямой.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены.

 1) Внизу в горной котловине было озеро.

 2) Несколько недель назад ещё в сентябре мы получили письмо.

 3) У меня есть любимая игрушка а именно маленький паровозик.

 4) Кольчатый тюлень или нерпа водится в наших северных морях.

Ответ:

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Друзья мои,1 прекрасен наш союз!

Он,2 как душа,3 неразделим и вечен...

      (А. С. Пушкин)

Ответ:

 1 — выделяет обращение, 2 и 3 — выделяют сравнительный оборот.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) прямая речь стоит перед словами автора,

 б) прямая речь стоит в середине слов автора.

Ответ:

Составленные предложения должны соответствовать схемам: а) П: «А», б) «П, — а, — п».

12. Расскажите письменно в 2 — 3 предложениях об общеупотребительной лексике.

Ответ:

Слова, которые используются во всех стилях речи, известные всему народу, называются общеупотребительными. Наша речь состоит прежде всего из общеупотребительных слов таких, как: небо, земля, вода и др.