Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 3

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

В пустом ц..рке т..мно и хол..дно. (Кое)где едва прор..завшись скво..ь стекля(н,нн)ый купол лучи зимн..го со..нца л..жатся на м..линовый барх..т и поз..лоту лож.. на щ..ты с конскими г..ловами и на флаги укр..шающие3 ст..лбы они играют на мат..вых стёклах эл..ктрических ф..нарей и ск..льзят по стали турников и тр..пеций там на страшной выс..те где п..репутались машины и в..рёвки. Глаз едва разл..чает только первые р..ды кресел а места за ложами и га..ерея совсем ут..нули во мрак..

Идёт дн..вная работа. (По)краям м..нежа кувыркают(?)ся клоуны в (не)лепых рыж..х п..риках и см..шных п..лосатых трико, один из них (не)удачно пр..землился и пот..рает ушибле(н,нн)ую ногу. (По)среди м..нежа ст..ит к..ренастый к..ротконогий мужчина с ц..линдром на з..тылке и с ч..рными усами т..ательно закруче(н,нн)ыми2 в нит..чку. Он обвяз..вает дли(н,нн)ую в..рёвку (во)круг пояса стоящей1 (перед)ним крош..чной (пя- ти)летней девоч(?)ки а она др..жит от в..лнения и стужи. Гр..мадная белая лош..дь которую конюх вод..т (в)доль бар..ера громко фырка..ет м..тая выгнутей шеей и из её н..здрей стр..мительно выл..тают струи бел..го пара. (В)продолжени.. всей р..петици.. девочка (не)сколько раз прыгает на спину лош..ди и ст..раясь уд..ржат(?)ся бал..нсирует руками.4

(По А. Куприну)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Определите тип связи выделенного словосочетания.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Выполните синтаксический разбор предложения4.

Ответ:

1) В пустом цирке темно и холодно. Кое-где, едва прорезавшись сквозь стеклянный купол, лучи зимнего солнца ложатся на малиновый бархат и позолоту лож, на щиты с конскими головами и на флаги, украшающие столбы, они играют на матовых стёклах электрических фонарей и скользят по стали турников и трапеций, там, на страшной высоте, где перепутались машины и верёвки. Глаз едва различает только первые ряды кресел, а места за ложами и галерея совсем утонули во мраке.

Идёт дневная работа. По краям манежа кувыркаются клоуны в нелепых рыжих париках и смешных полосатых трико, один из них неудачно приземлился и потирает ушибленную ногу. Посреди манежа стоит коренастый коротконогий мужчина с цилиндром на затылке и с чёрными усами, тщательно закрученными в ниточку. Он обвязывает длинную верёвку вокруг пояса стоящей перед ним крошечной пятилетней девочки, а она дрожит от волнения и стужи. Громадная белая лошадь, которую конюх водит вдоль барьера, громко фыркает, мотая выгнутой шеей, и из её ноздрей стремительно вылетают струи белого пара. В продолжение всей репетиции девочка несколько раз прыгает на спину лошади и, стараясь удержаться, балансирует руками.

2) Тема текста — тяжёлая и опасная работа цирковых артистов.

3) Стиль речи текста — художественный, тип речи — повествование с элементами описания.

4) управление

2. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Весенний лес словно сказка.

 2) Служить в армии значит защищать свою родину.

 3) Самая страшная работа это ничегонеделание.

 4) Счастье любого человека на пользу людей использовать свой талант.

 В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

Ответ:

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.

 1) Дыбились по бокам барханы, мягкие, сыпучие.

 2) Обед прошёл оживлённо и весело.

 3) Ночь позднего лета горячая, тёмная.

 4) Мы хотели добиться славы, успеха.

Ответ:

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Уже стемнело, когда путники добрались до постоялого двора. Тишина. Безлюдье. Слышен малейший шорох под ногами. Путники долго стучали в ворота. Наконец заспанный хозяин впустил их. Дом, куда они попали, казался очень старым и ветхим, того и гляди, развалится под ногами.

Ответ:

 Уже стемнело... (безличное)

 Тишина. (назывное)

 Безлюдье. (назывное)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

 1) Стук ставни и завывание ветра в трубе заставляли бледнеть и мужчин и женщин и детей.

 2) На выставке была представлена как живопись так и графика известного художника.

 3) Всё деревья трава песок и даже одежда подернулось кристаллической дымкой инея.

 4) Она повествовала с пылом живописно с увлечением местами вдохновенно.

Ответ:

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

 1) Стоял чёрный рояль над ним висел портрет Чайковского.

 2) Я ходил по сверкающим улицам залитым золотым солнцем.

 3) Сохранённые записные книжки помогают мне воссоздать облик столицы тех лет.

 4) Была облачная и тихая белая ночь.

Ответ:

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

 Открывая тяжёлую дверь подъезда, она скрипнула.

Ответ:

 Когда я открывал тяжёлую дверь подъезда, она скрипнула.

8. Расставьте знаки препинания, обведите вводные слова.

 1) Это была Надежда Прохоровна без сомнения.

 2) В разгар солнечного дня удивительное дело он идёт в плаще и под зонтиком.

 3) Однако пора было собираться в дорогу.

 4) Никто однако не понимал природу так как он.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены.

 1) По утрам ещё до ухода на работу он работал у себя в саду.

 2) Вдоль долины почти ровной линией тянется ряд одинаковых холмов.

 3) Все студенты за исключением старосты группы выбежали во дворик университета.

 4) На востоке за уходящими вдаль деревенскими домиками начинало светать.

Ответ:

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Пой,1 ямщик,2 вперекор этой ночи,

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,3

Про весёлую юность мою.

      (С. Есенин)

Ответ:

 1, 2 — выделяет обращение, 3 — однородные члены.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) слова автора стоят после прямой речи,

 б) слова автора стоят в середине прямой речи.

Ответ:

 Составленные предложения должны соответствовать схемам: а) «П», — а или «П», — а! или «П», — а? б) «П, — а, — п», или «П, — а. — П!», или «П, — а. — П?»

12. Письменно расскажите в 2-3 предложениях о диалектных словах.

Ответ:

Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Некоторые наиболее употребительные в художественных произведениях диалектные слова включены в толковые словари русского литературного языка. Например, кочет — петух, бурак — свёкла и др.