Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 4

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Я вош..л в пом..щение окружё(н,нн)ое по стенам р..дами пол..к. (На)глаз я опр..делил ко(л,лл)ичество т..мов тысяч.. в пять что меня очень уд..вило.

В библ..отеке (в)доль пол..к были укрепле(н,нн)ы (з,с)движные медные пол..сы что(бы) книги (не) вып..дали (во)время кач..ки. (С,з)десь был дубовый стол с письме(н,нн)ым пр..бором стул а так(же) ст..яли ящики н..битые журнал..ми и брош..рами.

Я люблю книги люблю д..ржать их в руках пр..бегая заглавия к..торые звуч..т как гол..с за таинстве(н,нн)ым входом или н..ивно открывают с..держание текста. Я наш..л книги на испанском англи..ском француз..ком и немец..ом языках и да(же) на ру(с,сс)ком. С..держание их было р..зличное истор..я1 мат..матика ф..лософия ре..кие и..дания с оп..санием стари(н,нн)ых пут..шествий м..рских битв книги по мор..ходству и справоч(?)ники но бол..е всего было р..манов.

См..ркалось2 я взял (не)сколько книг и пош..л к себе. Ра(с,сс)тавшись3 с попутч..ками я пр..вёл в св..ей отлич(?)ной каюте часа два ра(с,сс)матривая (в)течени.. эт..го врем..ни пр..несё(н,нн)е книги4.

(По А. Грину)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Определите тип связи выделенного словосочетания.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Выполните синтаксический разбор предложения4.

Ответ:

1) Я вошёл в помещение, окружённое по стенам рядами полок. На глаз я определил количество томов тысяч в пять, что меня очень удивило.

В библиотеке вдоль полок были укреплены сдвижные медные полосы, чтобы книги не выпадали во время качки. Здесь был дубовый стол с письменным прибором, стул, а также ящики, набитые журналами и брошюрами.

Я люблю книги, люблю держать их в руках, пробегая заглавия, которые звучат как голос за таинственным входом или наивно открывают содержание текста. Я нашёл книги на испанском, английском, французском и немецком языках и даже на русском. Содержание их было различное: история, математика, философия, редкие издания с описанием старинных путешествий, морских битв, книги по мореходству и справочники, но более всего было романов.

Смеркалось, я взял несколько книг и пошёл к себе. Расставшись с попутчиками, я провёл в своей отличной каюте часа два, рассматривая в течение этого времени принесённые книги.

2) Тема текста — отношение рассказчика к книгам.

3) Стиль художественный, тип речи текста — повествование с элементами описания.

4) согласование

2. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Зима была ранняя в этот год.

 2) Жизнь прожить не поле перейти.

 3) Голод не тётка.

 4) Лесть и трусость самые дурные пороки.

 В каких предложениях отсутствуют знаки препинания и почему?

Ответ:

В 1) предложении нет тире, т. к. сказуемое выражено полным прилагательным с глаголом-связкой. В 3) предложении есть частица НЕ перед существительным.

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.

 1) Снова что-то зашумело в лесу.

 2) Люди всё могут преодолеть.

 3) Хороша весна на юге.

 4) Он обязан подчиниться приказу.

Ответ:

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Безветрие. Всё небо залито ровной синевою. В воздухе стоит золотистое марево от жары, и солнце сквозь него кажется туманным и расплывчатым. Спит порт. Зеркальная бесконечная гладь. Вдруг откуда-то повеяло свежим ветерком. Оживает постепенно причал, появляются матросы в бескозырках. Теперь нельзя лениться, надо наверстать упущенное время. Смотришь на порт и любуешься его слаженной работой.

Ответ:

Безветрие. (назывное)

Зеркальная бесконечная даль. (назывное)

Вдруг откуда-то повеяло свежим ветерком. (безличное)

Теперь нельзя лениться, надо наверстать упущенное. (сложное предложение, состоит из двух односоставных безличных)

Смотришь на порт и любуешься его слаженной работой. (определённо-личное)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему однородных членов.

 1) Тихое небо тропки пересечённые прозрачными лунными тенями и полосатый туман вдали всё было спокойно бесстрастно.

 2) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

 3) На берегу реки блестели и отражались в чёрной воде многочисленные огни.

 4) Сухо чисто светло от листьев в лесу.

Ответ:

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, разберите по членам.

 1) Дом стоял в самом конце уходившей за горизонт изогнутой улицы.

 2) Не открывая глаз я наслаждался утренним пением птиц.

 3) Нам пришлось долго объезжать балку или степной овраг.

 4) Куст белого шиповника после грозы пролившейся быстрым обильным ливнем благоухал особенно сильно.

Ответ:

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

 Слушая пение соловья у нас возникло романтическое настроение.

Ответ:

 Когда мы слушали пение соловья, у нас возникло романтическое настроение.

8. Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

 1) Про вас я не слыхал к несчастью ничего.

 2) Дождь казалось зарядил на весь день.

 3) По его словам я отряжен был от Пугачёва в Оренбург шпионом.

 4) Не надо верить его словам.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

 1) На опушке леса у самого обрыва горели костры.

 2) Весной особенно в мае природа удивительно хороша.

 3) Вчера утром часов в десять ко мне на подоконник села синичка.

 4) Лишь там на западе бродит сияние.

Ответ:

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Вставая с первыми лучами,1

Теперь она в поля спешит

И,2 умилёнными очами

Их озирая,3 говорит:

«Простите,4 мирные долины...»

      (А. С. Пушкин)

Ответ:

1, 2, 3 выделяют деепричастные обороты, 4 — выделяет обращение.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) слова автора стоят в середине прямой речи,

 б) слова автора стоят после прямой речи.

Ответ:

Составленные предложения с прямой речью должны соответствовать схемам: а) «П, — а, — п?» б) А: «П».

12. Письменно расскажите в 2 — 3 предложениях о профессиональных словах.

Ответ:

Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными). Эти слова разъясняются в справочниках, наиболее употребительные даются в толковом словаре с пометкой спец, (специальное), например, стамеска, втулка, верстак и др.