Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 5

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Горы встрет..ли нас (не)погодой гиган..ские п..токи воды устр..мились (в)низ. (В)дес..ти шагах гр..хотала река н..сущая (под)крутой уклон бел..ватую словно подбелё(н,нн)ую2 м..локом но вовсе (не)грязную воду. Сразу(же) за р..кой подн..мались ск..листые горы очерче(н,нн)ые лома(н,нн)ой лин..ей на в..рш..нах гор ещ.. лежал снег. На п..ляне ограниче(н,нн)ой3 с трёх ст..рон (не)высоким кустарн..ком а с одной ст..роны горн..й рекой с лед..ной водой нач..нающие альп..нисты зан..мались заря..кой.

Ещ.. когда мы шли сюда п..днявшись из ущелья и выйдя на горный пр..стор (с)права и (с)лева слыш..лись св..стки сурков. Уд..вительна быстр..та с к..торой они ныряют в св..и норки. Да(же) см..ртельно ране(н,нн)ый сурок всё(же) усп..вает скрыт..ся в н..ре. Зам..рев они могут ст..ять (в)прод..лжени.. долг..го врем..ни в полной (не)подвижност.. словно окам..нев но при ре..ком движени.. кого(нибудь) из нас и..чезают мгнове..о. Уже остал..сь (в)низу трав..нистая выс..та о..житая сурками4. Мы пр..шли по краю очень глубок..го ущел(?)я1 на дне к..торого (на)встречу нам б..жала с ледн..ков вода стр..мясь слит(?)ся с другими рек..ми.

(По В. Солоухину)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Выпишите из выделенного предложения словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Сделайте синтаксический разбор предложения4.

Ответ:

1) Горы встретили нас непогодой, гигантские потоки воды устремились вниз. В десяти шагах грохотала река, несущая под крутой уклон беловатую, словно подбелённую молоком, но вовсе не грязную воду. Сразу же за рекой поднимались скалистые горы, очерченные ломаной линией, на вершинах гор ещё лежал снег. На поляне, ограниченной с трёх сторон невысоким кустарником, а с одной стороны горной рекой с ледяной водой, начинающие альпинисты занимались зарядкой.

Ещё когда мы шли сюда, поднявшись из ущелья и выйдя на горный простор, справа и слева слышались свистки сурков. Удивительна быстрота, с которой они ныряют в свои норки. Даже смертельно раненный сурок всё же успевает скрыться в норе. Замерев, они могут стоять в продолжение долгого времени в полной неподвижности, словно окаменев, но при резком движении кого-нибудь из нас исчезают мгновенно. Уже осталась внизу травянистая высота, обжитая сурками. Мы прошли по краю очень глубокого ущелья, на дне которого навстречу нам бежала с ледников вода, стремясь слиться с другими реками.

2) Тема текста — горы, их животный мир.

3) Стиль речи — публицистический, тип речи — повествование с элементами описания.

4) осталась уже, осталась внизу

2. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Красота это радость твоей жизни.

 2) Слово одежда всех фактов всех мыслей.

 3) Азамат был преупрямый мальчишка.

 4) Он был титулярный советник.

 В каких предложениях отсутствуют знаки препинания и почему?

Ответ:

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.

 1) Земля под нами всё увеличивалась.

 2) Полярная звезда светила ярко.

 3) Все готовы были начать занятие.

 4) Всё стало вокруг голубым и зелёным.

Ответ:

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Зима. Смеркается очень рано. Зимние сумраки пахнут мандаринами и морозом. Чувствуется приближение праздника: люди на улицах и в метро более внимательны друг к другу, видны улыбки на обычно хмурых лицах москвичей. Хочется в тепло, в уют родного дома. Там ждёт наряженная к Новому году ёлка, на ней ярко горят гирлянды, поблёскивает звезда на верхушке. Запах хвои будоражит воображение. Мечтаешь о празднике, о подарках и, конечно же, о чуде.

Ответ:

 Зима. (назывное)

 Смеркается очень рано. (безличное)

 Хочется в тепло, в уют родного дома. (безличное)

 Мечтаешь о празднике, о подарках и, конечно же, о чуде. (определённо-личное)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

 1) Шумит река и наполняет душу спокойствием.

 2) На клумбе растут привычные к нашим широтам цветы ромашки колокольчики степные гвоздики.

 3) На зелёной росистой траве остались следы от телег лошадей путников.

 4) Бабочка с золотисто-коричневыми крылышками села на цветок пьёт росу из него складывает свои крылья потом внезапно улетает.

Ответ:

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите по членам.

 1) Не грусти дорогой друг.

 2) Из ручейка текущего по пышному лугу люди берут прозрачную чистую ключевую воду.

 3) Подпрыгнув она дотянулась до цветущей ветки сирени.

 4) Эта священная для меня земля была сегодня туманной и безветренной.

Ответ:

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

 Понимая мысли автора книга даёт тебе очень многое.

Ответ:

 Если ты понимаешь мысли автора, то книга даёт тебе очень многое.

8. Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

 1) Он был видимо взволнован.

 2) Без сомнения это работа мастера.

 3) Однако пошёл мелкий дождик.

 4) Погода однако начинала портиться.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены.

 1) Здесь в лесной глуши мелодия звучала неправдоподобно хорошо.

 2) Уже после этих событий поздно вечером он попытался осмыслить происходящее.

 3) Вверху на палубе перекликались матросы.

 4) В берёзовой роще в самой глубине её слышался голос кукушки.

Ответ:

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания в предложении:

Ты письмо моё,1 милый,2 не комкай,

До конца его,3 друг,4 прочти.

      (А. Ахматова)

Ответ:

 1, 2, 3, 4 — выделяют обращение.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) слова автора стоят в середине прямой речи,

 б) слова автора стоят после прямой речи.

Ответ:

Составленные предложения с прямой речью должны соответствовать схемам: а) «П, — а, — п». б) «П», — а.

12. Письменно расскажите в 2 — 3 предложениях об устаревших словах.

Ответ:

 Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Они подразделяются на архаизмы и историзмы. Архаизмы — это слова, которые были заменены более современными: лик — лицо, уста — губы, очи — глаза, ланиты — щёки. Историзмы — слова, которые обозначают предметы и явления, ушедшие из современной жизни: царь, веретено, карета.