Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 6

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Туманы вес(?)ники1 осени.

Красоту туманов пр..вращавш..х знакомый мир в ф..нтастический я полюбил с детства.4 Вспоминаю вечерн..е (нежно)голубые туманы ра(с,сс)т..лающиеся повсюду на лугах над озёрами и реч..ками. Вспоминаю серебря(н,нн)ые туманы ночи прониза(н,нн)ые лу(н,нн)ым светом. Вспоминаю и утре(н,нн)ие туманы окраше(н,нн)ые з..рёй в (бледно)розовый цвет.

Как(то) спозаранку подходя к сосновому бору я увидел ф..олетовый туман. Он поднявшись с з..мли широкой лентой перепояс..вал лес повиснув2 в нескольких метрах от з..мли. А над ним словно (густо)зелёные обл..ка зам..рли шапки сосен. Но вот туман медле(н,нн)о продвигается (в)верх скрывает в..рхушки деревьев а затем всплыва..т над ними и и..чезает в лазурном небе.

Однажды я неожида(н,нн)о ок..зался в густой (не)проницаемой п..лене. Впереди н..чего (не)было видно а по бокам словно высоче(н,нн)ые стены смутно вырисов..вались сосны. Постепе(н,нн)о туман та..л ос..дал росой на тр..ве кустах д..ревьях. З..мля и воздух ст..новились бодрыми свеж..ми помолодевш..ми3.

(По А. Перегудову)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Выпишите из выделенного предложения словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Выполните синтаксический разбор предложения4.

Ответ:

 1) Туманы —1 вестники осени.

 Красоту туманов,2 превращавших знакомый мир в фантастический,3 я полюбил с детства. Вспоминаю вечерние нежно-голубые туманы,4 * расстилающиеся повсюду:5 на лугах,6 над озёрами и речками. Вспоминаю серебряные туманы ночи,7 пронизанные лунным светом. Вспоминаю и утренние туманы,8 окрашенные зарёй в бледно-розовый цвет.

 Как-то спозаранку,9 подходя к сосновому бору,10 я увидел фиолетовый туман. Он,11 поднявшись с земли,12 широкой лентой перепоясывал лес,13 повиснув в нескольких метрах от земли. А над ним,14 словно густо-зелёные облака,15 замерли шапки сосен. Но вот туман медленно продвигается вверх,16 скрывает верхушки деревьев,17 а затем всплывает над ними и исчезает в лазурном небе.

 Однажды я неожиданно оказался в густой непроницаемой пелене. Впереди ничего не было видно,18 а по бокам,19 словно высоченные стены,20 смутно вырисовывались сосны. Постепенно туман таял,21 оседал росой на траве,22 кустах,23 деревьях. Земля и воздух становились бодрыми,24 свежими,25 помолодевшими.

 Пунктограммы

 1 — между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, ставится тире.

 2 и 3, 4, 7, 8 — выделяют обособленные определения, выраженные причастным оборотом.

 5 — после обобщающего слова (повсюду), стоящего перед однородными членами, ставится двоеточие.

6, 16, 17 — разделяют однородные члены.

9 и 10, 11 и 12, 13 — выделяют обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

14 и 15, 19 и 20 — выделяют сравнительный оборот.

21, 22, 23, 24, 25 — разделяют однородные члены предложения.

18 — разделяет две части сложносочинённого предложения.

Орфограммы

Вестники — непроизносимый согласный в корне, проверочное слово весть.

Превращавших — гласные в приставках пре- и при-; пишется приставка пре,- т. к. она близка по значению к слову пере-. Гласные в падежных окончаниях причастий; в окончании пишется и, проверяется постановкой вопроса: туманов каких? превращавших.

Фантастический — словарное слово.

Вечерние, свежими, помолодевшими — окончания имён прилагательных проверяют постановкой вопроса: туманы какие? вечерние, земля и воздух становились какими? свежими, помолодевшими.

Нежно-голубые, бледно-розовый, густо-зелёные — сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.

Расстилающиеся, исчезает — на конце приставки пишется с, т. к. дальше идёт буква, обозначающая глухой согласный звук: в корне с чередованием е/и пишется и, если за корнем идёт суффикс -а-.

Речками — в сочетании чк мягкий знак не пишется.

Серебряные — в суффиксе -ян- прилагательных, образованных от имён существительных, пишется одна буква н.

Пронизанные, окрашенные — в суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы н.

Всплывает — в глаголах 1 спряжения в 3-м лице ед. ч. окончание -ет.

Лунным — в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н, пишется две буквы н.

Утренние — в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -енн-, пишется две буквы н.

Зарёй — правописание чередующихся гласных в корне -зар- — зор-; в безударном положении пишется -зар-.

Как-то — в наречиях перед суффиксом -то пишется дефис.

Фиолетовый — словарное слово.

Перепоясывал, вырисовывались — правописание гласных в суффиксах глаголов; если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ываю- (перепоясываю, вырисовываю), то в прошедшем времени надо писать суффикс -ыва-.

Замерли — слово с чередованием, в корне е, т. к. нет суффикса -а-.

Вверх — наречие, нет зависимого слова.

Слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением: облака — обволакивать, верхушки — верх, оказался — окажется, оседал — сесть, земля — земли, траве — травы, деревьях — дерево, пелена — пелены, остановились — стать.

Ничего — местоимение, ни- — безударная приставка.

(в) непроницаемой (пелене) — слово без не не употребляется,

не было — не с глаголами пишется раздельно,

медленно, постепенно — в наречии пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых оно образовано.

 2) Тема текста — красота туманов.

3) Стиль речи — публицистический; тип речи — повествование с элементами описания.

 4) к сосновому бору, фиолетовый туман

2. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Мне в моём хозяйстве птица первый помощник.

 2) Истинная задача монументальной пропаганды увековечить эпоху.

 3) Высота этого здания пятьдесят два метра.

 4) Он прекрасный художник.

 В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

Ответ:

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.

 1) К нам приехали ряженые в масках.

 2) День стал напоминать ночь.

 3) Катя и Алевтина Георгиевна вошли в дом.

 4) Молчание — золото.

Ответ:

1) К нам приехали ряженые в масках.

Простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения.

2) День стал напоминать ночь.

Составное глагольное сказуемое: состоит из вспомогательного глагола стал и примыкающей к нему неопределённой формы глагола напоминать.

3) Катя и Алевтина Георгиевна вошли в дом.

Простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения.

Составное именное сказуемое, глагол-связка отсутствует.

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Вечер. Мы собираемся на террасе нашей старой дачи. Дуняша ставит самовар на стол. Сейчас будем пить чай. Скоро торжественно вынесут пирог, и начнутся долгие разговоры за чашкой чая.

Ответ:

Вечер, (односоставное назывное предложение)

Сейчас будем пить чай. (определённо-личное односоставное предложение)

Скоро торжественно вынесут пирог... (неопределённо-личное односоставное предложение)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему однородных членов.

 1) Всё вокруг озаряется то розовым блеском то голубым то оранжевым.

 2) Трава земля крыши домов всё было покрыто тонким белым налётом инея.

 3) Тончайшими линиями выразились в прозрачном воздухе оголённые деревья и песок и камни и зелёный шпиль церкви.

 4) Всё выглядело ещё суровее и покорнее в слабом и неверном утреннем полусвете.

Ответ:

1) Всё вокруг озаряется то розовым блеском, то голубым, то оранжевым. (Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами, ставится запятая.)

2) Трава, земля, крыши домов — всё было покрыто тонким белым налётом инея.

(Между однородными членами, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая; перед обобщающим словом (всё), стоящим после однородных членов (трава, земля, крыши домов), ставится тире.)

3) Тончайшими линиями выразились в прозрачном воздухе оголённые деревья, и песок, и камни, и зелёный шпиль церкви.

(Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми однородными членами.)

4) Всё выглядело ещё суровее и покорнее в слабом и неверном утреннем полусвете.

(В предложении две пары однородных членов суровее и покорнее, слабом и неверном, относящихся к разным словам в предложении: выглядело как? суровее и покорнее; полусвете каком? слабом и неверном. Однородные члены связаны между собой одиночным союзом, поэтому запятая между ними не ставится.)

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, разберите его по членам.

 1) Музыка за дверью торжественная сильная несётся по дому.

 2) Блестя на солнце снег лежит.

 3) Он мрачный сидел в кресле.

 4) Разбушевавшаяся стихия сметала всё на своём пути.

Ответ:

1) Музыка за дверью,1 торжественная,2 сильная,3 несётся по дому.

Запятые 1 и 3 выделяют два одиночных согласованных определения (торжественная, сильная), стоящих после определяемого слова (музыка)', запятая 2 разделяет однородные члены предложения.

Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Деепричастным оборотом называется деепричастие (блестя) с зависимым от него словом (на солнце).

3) Он,1 мрачный,2 сидел в кресле. Запятые 1 и 2 выделяют одиночное согласованное определение (мрачный), относящееся к личному местоимению (он).

4) Разбушевавшаяся стихия сметала всё на своём пути.

В этом предложении знаки препинания не нужны.

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно. Поднимаясь в горы, мне стало не хватать кислорода.

Ответ:

Когда я поднимался в горы, мне стало не хватать кислорода.

При выполнении этого задания важно знать, что действие, о котором идёт речь в деепричастном обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом, поэтому и основное, и добавочное действия должны выполняться одним и тем же лицом.

8. Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

 1) К счастью дождь быстро закончился.

 2) Это будет весьма кстати.

 3) Кстати как идут дела с защитой проекта?

 4) Вчера может быть я был не прав.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

 1) Справа совсем близко высятся окутанные дымкой тумана коралловые острова.

 2) Утром в начале шестого мы отправились в экспедицию.

 3) В три часа ночи нас разбудил стук в дверь.

 4) Где-то там на востоке поднималось зарево пожара.

Ответ:

В предложениях запятые выделяют уточняющие члены предложения, стоящие после уточняемого слова справа и там, утром (обстоятельство места в первом и четвёртом предложениях и обстоятельство времени во втором предложении).

В третьем предложении знаки препинания не нужны.

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания в предложении:

 Красуйся,1 град Петров,2 и стой неколебимо,3 как Россия...

      (А. С. Пушкин)

Ответ:

Красуйся,1 град Петров,2 и стой неколебимо,3 как Россия...

Запятые 1 и 2 выделяют обращение; запятая 3 выделяет сравнительный оборот.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) слова автора стоят в середине прямой речи,

 б) слова автора стоят после прямой речи.

Ответ:

Предложения должны соответствовать схеме:

а) «П, — а, — п». или: «П, — а, — п!» или: «П, — а, — п?»

б) «П, — а», или: «П, — а!» или: «П, — а?»

12. Письменно расскажите о синонимах в 2 — 3 предложениях.

Ответ:

Ответ может быть приблизительно таким: Синонимы — слова, близкие по своему лексическому значению, но разные по написанию, например: конь — лошадь, красный — алый, бежать — мчаться. Синонимы делают нашу речь более яркой, эмоциональной, помогают избежать неоправданного повторения слов.