Практикум по выполнению типовых заданий - Русский язык - Всероссийская проверочная работа 8 класс - М. Ю. Никулина 2018


Вариант 8

1. Выполните задания по тексту.

 1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв единстве(н,нн)ое и (не)повторимое явление ру(с,сс)кой истории и культуры.4 Судьба1 провела его почти через весь XX век скво..ь все его эпохи и сломы. На этом пути его не м..новала пожалуй н.. одна из бед выпавш..х наш..му народу тюр..ма лагерь ленинградская бл..када безвреме(н,нн)ые утраты бли..ких. Совесть вера и нравстве(н,нн)ая сила помогли ему высто..ть. Он (н..)только (н..)сломился а совершил предназначе(н,нн)ое открыв3 для совреме(н,нн)иков2 мир (древне)ру(с,сс)кой литературы создав большую научную школу.

Но зн..чение Д. С. Лихачёва шире даже его научного подвига. Ум наблюдательность внутре(н,нн)яя д..сциплина (н..)дали ему ра..терять увид..нное и пережитое а дар слова и дар общения с людьми п..зволил п..ведать людям о своём веке.

(По С. Гиндину)

 2) Определите тему текста.

 3) Определите стиль и тип речи текста.

 4) Определите тип связи выделенного словосочетания.

 5) Выполните фонетический разбор слова1.

 6) Выполните морфемный разбор слова2.

 7) Выполните морфологический разбор слова3.

 8) Выполните синтаксический разбор предложения4.

Ответ:

1) Дмитрий Сергеевич Лихачёв — единственное и неповторимое явление русской истории и культуры. Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы. На этом пути его не миновала, пожалуй, ни одна из бед, выпавших нашему народу: тюрьма, лагерь, ленинградская блокада, безвременные утраты близких. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.

Но значение Д. С. Лихачёва шире даже его научного подвига. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми позволил поведать людям о своём веке.

2) Тема текста — Д. С. Лихачёв — неповторимое явление русской культуры.

3) Стиль речи— публицистический. Тип речи — рассуждение.

4) согласование

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными определениями и дополнениями.

2. Расставьте, где это необходимо, знаки препинания. Графически объясните их постановку.

 1) Жить родине служить.

 2) Услуга в дружбе вещь святая.

 3) Сетка не спасение от этих назойливых насекомых.

 4) Ночь словно день.

 В каких предложениях нет знаков препинания и почему?

Ответ:

3. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым и разберите его по членам.

 1) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях.

 2) Он сел и записал рассказ старушки.

 3) Шиповник перед грозой очень пахуч.

 4) Травы после дождя поднялись и стали изумрудными.

Ответ:

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Весна. Пахнет черёмухой, щебечут птицы. Посмотришь вокруг, и душа наполняется радостью. Кругом всё пробуждается и жаждет жизни.

Ответ:

 Весна. (назывное)

 Пахнет черёмухой. (безличное)

 Посмотришь вокруг... (обобщённо-личное в форме определённо-личного)

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему однородных членов.

 1) И берег и море молчали.

 2) Виднелись или необработанные песчаные равнины или далёкие горы.

 3) Он взял лом и новую лопату и медленно ушёл на дальний край котлована.

 4) Он примерил массу вещей мундир сюртук домашнюю тужурку два кителя брюки бальные и брюки походные.

Ответ:

6. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

 1) Звук странный резкий раздался у реки.

 2) Солдаты вылезшие из вагонов и толпившиеся на платформе торопились усаживаться.

 3) Другая девочка ростом повыше стала что-то тихо говорить.

 4) Поставив вёдра на землю Нюра помчалась в сторону разгоравшейся избы.

Ответ:

7. Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно. Поднимаясь по лестнице, у меня зазвонил телефон.

Ответ:

 Когда я поднимался по лестнице, у меня зазвонил телефон.

8. Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

 1) К радости бабушки мы решили задержаться ещё на два дня.

 2) Сёстры были очень похожи.

 3) Дождь похоже будет идти целый день.

 4) Он вроде бы не похож на брата Ольги.

Ответ:

9. Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

 1) За околицей у самого оврага рос огромный дуб.

 2) Телеграмма пришла около семи часов.

 3) Только здесь в доме отца Николай смог отдохнуть.

 4) Теперь же после половодья это была река саженей в шесть.

Ответ:

10. Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания в предложении:

Не шуми ты,1 рожь,2

Спелым колосом!

Ты не пой,3 косарь,4

Про широку степь!

    (А. Кольцов)

Ответ:

 Запятые 1 и 2, 3 и 4 выделяют обращение.

11. Составьте и запишите предложения с прямой речью:

 а) слова автора стоят в середине прямой речи,

 б) слова автора стоят после прямой речи.

Ответ:

Составленные предложения с прямой речью должны соответствовать схемам: а) «П, — а, — П?» б) «П?», — а.

12. Письменно расскажите в 2 — 3 предложениях об омонимах.

Ответ:

Омонимы — одинаковые по звучанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка. Например, лук (оружие) — лук (растение), норка (животное) — норка (маленькая нора).