СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК - Сборник упражнений - 2018

ФОНЕТИКА, ФОНОЛОГИЯ

Артикуляционная и акустическая классификация звуков. Типы фонетических чередований. Фонетическая транскрипция.

Задание 1. Определите гласный и согласный звук по описанию артикуляции.

1) Язык сильно отодвинут назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому нёбу, губы округлены и вытянуты вперед, голосовые связки дрожат.

2) Кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка совершенно не поднята, губы не вытянуты вперед. Голосовые связки колеблются.

3) Язык сильно подвинут вперёд, средняя и передняя части языка высоко подняты к твёрдому нёбу, губы не вытянуты вперед, голосовые связки колеблются.

4) Губы сомкнуты, мягкое нёбо опущено, открывая проход для воздуха в полость носа, голосовые связки дрожат.

5) Голосовые связки дрожат, задняя часть спинки языка приподнята в направлении к задней части твёрдого нёба, мягкое нёбо приподнято и открывает проход для воздуха в полость рта.

6) Кончик языка напряжен, выпрямлен и направлен к основанию верхних зубов, он вибрирует в проходящей воздушной струе, средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, голосовые связки колеблются.

7) Нижняя губа сближается с верхними зубами, между ними образуется плоская щель, мягкое нёбо поднято, открыт проход для воздушной струп через полость рта, голосовые связки пассивны.

Задание 2. Определите согласный или гласный звук по артикуляционным признакам.

1) Передненёбный, щелевой, звонкий, твёрдый.

2) Мягкая аффриката.

3) Боковой, сонорный, твёрдый.

4) Зубной, носовой, мягкий.

5) Заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный.

Задание 3. Дайте артикуляционную и акустическую характеристику звукам [ы], [э], [х], [ц], [ш].

Задание 4. Назовите артикуляционные признаки звуков в слове ВСПЛЕСК.

Задание 5. Определите звук по его акустическим признакам.

1) Невокальный, консонантный, диффузный, низкий, непрерывный, нерезкий, диезный, небемольный, глухой.

2) Вокальный, неконсонантный, низкий, компактный, непрерывный, нерезкий, недиезный, небемольный, звонкий.

Задание 6. Выявите фонетические и исторические чередования, для фонетических — определите разновидность.

Друг — дружный, метр, грусть — грустный, песок — песчаный, расчистить — чищу, князь — княжеский, конец — конечный, конечно, сгореть на солнце — солнечный загар, визг — визжать, разнять — разнимать, веснушка — веснушчатый — вешний.

Задание 7. Определите типы фонетических чередований в фонетических словах.

Праздник, помочь бы, подсчитывать, засох бы без полива, явиться.

Задание 8. Представьте фонетическую транскрипцию фраз, определите количество тактов и фонетических слов, выявите позиционные и комбинаторные чередования звуков.

1) Посох был волшебный.

2) Ночь же стояла звёздная.

3) Конец был у сказки счастливый.

4) Чего ты воешь, ветр ночной?

5) Экспедиция на Тибет планируется в сентябре.

6) Нужно оценить все преимущества этого явления.

7) Жизнь прожить — не поле перейти.

Задание 9. Выполните фонетическую транскрипцию текста.

Лёгкий, лёгкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток? (В. Жуковский)

Задание 10. Произведите полный фонетический разбор слов. Ель, шестой, этикет.

Фонология. Фонематическая транскрипция

Задание 11. Фонетически и фонематически затранскрибируйте слова, произведите их фонологический разбор: выявите конститутивные признаки фонем, найдите сильные и слабые фонемы, гиперфонемы.

Здесь, первый, сказка, сбой, здание.

Задание 12. Проанализируйте дифференциальные и интегральные, соотносительные и несоотносительные признаки фонем в следующих оппозициях:

/д/ — /т/, /j/ — /ц/, /ж/ — /ш/, /а/ — /и/.

Задание 13. Охарактеризуйте позиции фонем. Определите тип аллофона, представляющего данную фонему в составе морфемы.

[п] — доминанта /п/;

[˄] — вариант, в котором нейтрализуются /а/ и /о/;

[к] — вариация (при лабиализации) /к/;

[o] — вариация (при аккомодации) /о/;

[i] — вариация /j/;

[с] — вариант, в котором нейтрализуются /с/, /с /, /з/, /з /;

[т] — доминанта /т/;

[в] —доминанта /в/;

[ъ] — вариант /о/.

Условные знаки и сокращения:

+ сильная позиция

- слабая позиция

? невозможность проверки позиции

С сигнификативное качество позиции

П перцептивное качество позиции

Сдоба, вверх, залп, расчёт, жизнь, здоровье, сберечь бы, молодец же.

Задание 14. Представьте фонетическую, слово- и морфофонематическую транскрипции текста.

Дробится, и плещет, и брызжет волна

Мне в очи солёною влагой;

Недвижно на камне сижу я — полна

Душа безотчетной отвагой (А. К. Толстой).

Задание 15. Каков фонемный состав слов: а) по Московской ФШ, б) по СПб(Л)ФШ?

Гора, лыжи, сладкий, можжевельник.

Задание 16. Затранскрибируйте фонетически и фонематически текст. Определите типы фонетических чередований.

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над синим лукоморьем,

В глухом бору, среди песков.

Был летний светозарный полдень,

Был жаркий день, и озарён

Весь лес был солнцем, и от солнца

Веселым блеском напоён.

Играл зеркальный отблеск моря

В вершинах сосен, и текла

Вдоль по коре, сухой и жёсткой,

Смола, прозрачнее стекла...

Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края...

Мне снилась даль, мне снилась сказка —

Мне снилась молодость моя (И. Бунин).

Задание 17. Затранскрибируйте фонетически и фонематически текст. Расставьте тактовые, фразовые и выделительные ударения.

1)   

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса (А. Пушкин).

2)   

По гаснущим рельсам бежит паровозик,

Как будто сдвигают застёжку на молнии (А. Вознесенский).

3) В эту минуту пламеневшее лицо его было прекрасно, как буря (М. Лермонтов).

4)   

В небесах торжественно и чудно.

Спит земля в сиянье голубом.

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём? (М. Лермонтов).

Задание 18. Затранскрибируйте фонетически слова, постройте схемы сонорности, произведите слогоделение, охарактеризуйте типы слогов.

Подберёзовик, классовый, кайма, компот, эскалатор, дощечка, воодушевление.

Задание 19. Произведите транскрибирование, выполните полный фонематический анализ слов и словоформ. Выявите типы позиционных и комбинаторных чередований.

Мужчина, женщина, искренне, выражение, асфальтирует, сердце, чтобы, изжарить, отстоявший, рассуждая, предстоящий, прекрасный.

Задание 20. Определите качество позиций фонем, вид реализующего их аллофона.

Где, желтеть, мышь, вопль, высох бы.

Задание 21. Постройте фонемные ряды для /л/, /г/, /ч/, /у/, /э/, /j/.

Задание 22. Найдите гиперфонемы в составе слов:

Этажерка, лучше, двадцать, деревня, воробей, жестокий, каждый, фронт, лекция.

Задание 23. Определите тип интонационной конструкции (ПК).

1) Лето кончается в августе.

2) Ты был в лесу в августе?

3) Какая там красота!

4) А грибов сколько!

5) Хорошо!

6) Что может быть лучше лесной прогулки?

Сочините текст, в котором были бы представлены все типы ИК (по Е. Брызгуновой, см.: Русская грамматика: В 2 т./Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. Т. 1).