СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК - Сборник упражнений - 2018

МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Морфемный состав слова

Задание 36. Определите морфемный состав слов.

1) Злой, злость, злюка, железобетон, железобетонный, соня, транжира, нездоровиться, изморозь, переулок.

2) Пригород, подоконник, переплётчик, первопроходчик, тёмно-зелёный, лицеистка, первоклассница, кошачий, санаторий, бородинский.

3) Режиссёр, режиссура, ящерицеобразный, поровну, потерянный, наивно-простодушный, топлёный.

4) По-сестрински, по-словацки, по-товарищески, по-своему, по-свински.

Задание 37. Произведите морфемное членение слов. Определите функцию аффиксов — словообразовательную или формообразующую. Выявите отличия между морфами одной морфемы (алломорфами и вариантами).

Бег, мрак, зимой, что-нибудь, заячий, прошение, нужно, второй, один, мой, настигнуть, гонимый, нездоровится, улыбнувшись, запишите, глубочайший, лечить, отнятый, шире.

Задание 38. Определите морфемный состав слов. Выпишите слова с нулевой флексией.

1) Беличий, санаторий, труднодоступный, какой-то, кому-нибудь, морщинистый, сверхсекретный, провал, бельчатник, супермен, экс-чемпион, биатлонист.

2) Межвежий, улей, копий, времяпрепровождение, взявшись, случай, бег, беж, кепи, привокзальный, светотень, субкультура.

Задание 39. Являются ли однокоренными глаголы НАЙТИ — «отыскать» и НАЙТИ — «наскочить, натолкнуться»? Используйте словообразовательный словарь и словарь морфем русского языка.

Задание 40. Отличается ли морфемный состав существительных ЗВЕРОБОЙ — «охотник» и ЗВЕРОБОЙ — «растение»? А у омонимичных прилагательных ЗВЕРОБОЙНЫЙ?

Задание 41. Выделите омонимичные корни. Определите их значения. Запишите однокоренные слова.

1) Постовой, поститься, постный, постничать, на посту.

2) Винодел, невинный, повиниться, обвинитель, виноделие, винный, виновный.

3) Креповый, крепнуть, крепить, крепдешин, закрепитель.

4) Строчить, строчевышитый, строчная (буква), строчечный, застрочить, прострочить, междустрочный, строчильщица.

5) Искупаться, покупательница, искупить, покупка, покупной, выкупать, неподкупный, выкупить, покупательский.

6) Остроносый, наносить, наносный, носилки, подношение, носовой, поднос.

Задание 42. Выпишите слова по группам в соответствии со значениями аффиксов.

1) Стихнуть, привыкнуть, прыгнуть, сохнуть, взвизгнуть, свистнуть, гаснуть, блёкнуть, кольнуть.

2) Запрыгать, задвинуть, Заонежье, запричитать, Зазеркалье, затечь, задымиться.

3) Студентка, маршрутка, белоруска, открытка, новостройка, конькобежка, электричка.

Задание 43. Выделите префиксоиды и суффиксоиды в следующих словах.

1) Авиадиспетчер, автомотолюбитель, автосборщик, биофизик, телевидение, зооветспециалист, гелиометеоролог.

2) Полумеры, еженедельник, книголюб, некрасовед, лермонтовед, знаменосец, собаковод, вертебролог, маркетолог.

Задание 44. Охарактеризуйте морфы в следующих словах.

1) Замораживать, мороз, морозить, ручной, руководить, дружный, друзья, друг, давить, давление.

2) Рассмотреть, разлить, разоблачить, россыпи, розыгрыш, исстари, издалека.

3) Высокий, вышка, ввысь, свысока, высотка, высший, высь, ловить, ловля, выловленный, рост, выращенный, росток, растение, гвоздь, пригвожденный, гвоздодер, морожение, морозить, мороз, замораживать, сон, спать, сплю, выспаться.

Задание 45. Запишите отдельно слова со свободными и связанными корнями.

1) Диверсия, диверсант, диверсионный; дешевизна, дешевле, дешёвый, удешевить; дирижер, дирижировать, дирижерский; приватизировать, приватизация, приватизатор; маркировать, маркированный, маркированность, маркер.

2) Маркетинг, маркетолог, маркетизация, маркетизировать, маркетинговый; проулок, уличный, переулок; курить, перекур, курительный, окурок, курение; дискриминация, дискриминировать, дискриминационный; глоссарий, глосса, изоглосса.

3) Добавка, добавление, убавить, добавленный, прибавиться, сбавить; надеть, одеться, надевать, одежда, переодеть; мобилизация, мобилизовать, мобилизированный, мобилизационный; покровитель, покровительство, покровительствовать, покровительный; европейский, европеец, европеизм, по-европейски, Евросоюз.

Задание 46. Выявите в составе слов связанные корни (радиксоиды), аффиксоиды, уникальные аффиксы (унификсы), непродуктивные суффиксы, интерфиксы.

Низвергнуть, двое, трёхмесячный, четыре, семеро, прибавление, пронзительный, мусор, попадья, третий, дядин, закоулок, обувной, отцов, газопровод, полтонны, полуторный, языковед, самоконтроль, шоссейный, надеть, привычка, лентяй, грамотей, атомоход, сорвиголова, пятьсот, восемнадцать, двадцать, тишайший, сбор, диалектолог, всякий, выше, взморье, ежедневный.

Задание 47. Произведите полный морфемный разбор слов.

Невдомёк, навык, ателье, узнавая, асимметричный, бра, пришёл, шествие, свой, какой-то, седьмой, жюри, шестнадцать, восемьдесят, триста, издалека, метро, по-летнему, хаки, приземлился, кофейник, озорник, отшельник, виски, благо, самоцель, быстротекущий, лов, рыболов, супруга, полутень, стихотворение.

Задание 48. Определите степень членимости производной основы и тип её взаимоотношений с производящей.

Трёхсотлетие, тишь, ячмень, ячневый, переулок, смородиновый, почтамтский, переобуть, костяника, революционный, космонавт, дельтаплан, полтораста.

Словообразование

Задание 49. Определите словообразовательный формант и его (в каждой подгруппе синонимичных морфем) значение.

1) Преподаватель, спаситель, шутник, лётчик, лжец, шалун, жилец, ездок, лекарь, комментатор, дублёр, консультант, запевала, зазнайка, деляга, кривляка.

2) Стряпуха, хохотушка, гадалка, ворожея.

3) Буфетчик, путник, скрипач, аптекарь, музыкант, сатирик, скульптор.

4) Двигатель, подъёмник, бомбардировщик, будильник, черпак, каток, компостер, сеялка, покрывало, тёрка, подтяжки.

5) Читальня, хранилище, парилка, зимовье, лекторий, дельфинарий, пекарня, голубятня, прокуратура.

6) Экспонат, подкидыш, подарок.

7) Вращение, прибытие, рубка, эвакуация, вмешательство, монтаж, грабёж, дремота, ходьба, добыча, розыгрыш, прятки.

8) Часовщик, умник, храбрец, фигурист, бедняк, невидимка, жадина, хитрюга, чистюля, несмышлёныш, коротышка.

9) Рыжик, сорняк, колючка, раскладушка, громадина.

10) Жильё, равнина, тайник.

11) Древесина, молодняк, периодика, малышня, вороньё, крестьянство, интеллигенция, символика, километраж.

12) Бледность, равенство, усердие, доброта, кривизна, глубина, нелепица.

13) Десяток, тропка, сотня, пятак.

14) Курятина, телятина.

15) Бусинка, картофелина, морковка.

16) Островок, костюмчик, птичка, горлышко, часики.

17) Холодина, голосище.

18) Горожанка, любимица, учительница, ткачиха, секретарша, гостья, героиня, поэтесса.

19) Зайчиха, тигрица, голубка.

20) Лисёнок, зверёныш, медвежата.

21) Кошачий, царёв, ласточкин.

22) Казацкий, детский, инженерный, береговой, кожаный, тыквенный, куриный.

23) Полосатый, веснушчатый, ядовитый, правдивый, кудрявый, эрудированный.

24) Молоденький, тяжеленный, хитрющий, белёхонький.

25) Здешний, ранний, вчерашний, теперешний, тамошний.

26) Невесёлый, противоестественный, антиисторический, аморальный, безграмотный.

27)Премилый, расчудесный, архисложный, сверхпрочный, ультрасовременный, супермодный, наилучший.

Задание 50. Запишите отдельно слова с формо- и словообразовательными аффиксами.

1) Дискурс — дискурсный, красивый — красивее, аффикс — аффиксальный, исчезнуть — исчезнувший, переплывать — переплывая, изучить — изучив, делать — переделать, кровать — прикроватный.

2) Супруг — супруга, дешёвый — дешевле, вуз — вузовский, петь — запеть, перевернуть — переворачивать, прецедент — прецедентный, интересный — интереснейший.

3) Идти — шёл, хороший — лучше, плохой — хуже, я — меня, он — его, лёгкий — легчайший, город — городишко.

Задание 51. Охарактеризуйте основы приведенных слов с точки зрения членимости/нечленимости, производности/непроизводности.

1) Пацифист, пацифизм, пацифистка.

2) Понасмотреться, смотреть, смотр.

3) Режиссура, режиссёр, режиссёрский.

4) Глухомань, глушь, глухой.

5) Информатизация, информативность, информировать.

Задание 52. Выпишите из текста 1) слова со сложными основами, 2) слова с прерывистыми (разорванными) основами. Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.

В день тридцатилетия личной жизни Вощёву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда. Вощёв взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение. Вощёв не знал, куда его влечёт, и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы, в которой приучали бессемейных детей к труду и пользе. Дальше город прекращался — там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нём одно среди снежной погоды (А. Платонов).

Задание 53. Образуйте словообразовательные цепи и парадигмы от данных производящих, определите структуру словообразовательного гнезда.

Смелый, авантюра, агент, природа, эгоист, этимология, явь.

Задание 54. Составьте словообразовательные парадигмы и словообразовательные цепочки со следующими словами, обозначьте словообразовательные аффиксы, укажите их значение. Определите способ словообразования.

1) Собачий, по-собачьи, собаковладелец, собачиться, собаководство, собаковод, собака.

2) Кроль, кролик, кролистка, крольчиха, кролиководство, кроликовод, кролист, крольчатник, крольчонок.

3) Кровезаменитель, кровезамещающий, кровяной, кровинка, кровельщик, кроветворение, кровообращение, кровоостанавливающий, кровля, кровопотеря, кровельный, кровелька, кровопускание, кровосос, кровопролитие, кровенаполнение, кровоочищение, кровоподтёк, кровеносный, кровь.

4) Грузить, погрузить, груз, нагрузка, перегруз, нагрузиться, грузоподъёмник, грузчик, погрузчик, грузоподъёмный.

Задание 55. Определите продуктивностъ/непродуктивностъ, транспозиционностъ/нетранспозиционность словообразовательного типа.

Затишье, заграждение, битва, вывоз, студенчество, вороний, водопровод, тропинка, железобетонный, мольба, ГОСТ, гладь.

Задание 56. Определите способ словопроизводства.

МИД, освещение, рентген, завхоз, полуподвальный, сузить, вездесущий, радоваться, вкрутую, расщедриться, вполоборота, съехаться, проседь, сберкасса, умалишённый, приёмная, какой-то, дважды, вечером, физик, опергруппа, сиюсекундный, оперотряд, дальневосточный, зачитаться, технократ, фотокор, гастроэнтеролог, пришкольный, юго-восток, западноевропейский, разбежаться, перешёптываться, вагон-ресторан, иконопочитание.

Задание 57. Определите вид аббревиации: I. Звуковая. II. Буквенная. III. Смешанная.

1) СОБР, КРУ, ГИБДД, РФ, ВДВ, СЭС, МОК, вуз, МВФ, ВТО, НХЛ, ФРГ, США, СНГ, МЧС.

2) ВЦ, ШОС, ОПЕК, ГУВД, КБ, ЦИК, МГИМО, МИД, ДК, ЕС, ВЯ, СМИ, МХАТ, БДТ, ПИФ, РАН.

3) РЯШ, ЧК, ООН, ЦУМ, НИИ, МГЛУ, МГУ, КП, АиФ, ГКЧП.

Задание 58. В каждой группе слов с омонимичными аффиксами определите значения суффиксов.

1) Льдина, героиня, грузин, осетрина, царапина, домина.

2) Зевака, блондинка, занавеска, колечко, рубка, духовка.

3) Изгнанник, старик, фронтовик, субботник, голубика, методика, гвоздик, чистовик.

4) Дворник, малинник, заступник, цветник, подсвечник, чайник.

5) Албанец, петербуржец, горец, стахановец, храбрец, супец.

Задание 59. Произведите словообразовательный разбор слов.

По-простому, синеглазый, четыреста, весельчак, пальтишко, дискомфорт, сорвиголова, благо, экс-президент, рёва, встарь, заблагорассудиться, переговоры, святой, рейд.

Задание 60. Определите морфонологические явления, сопровождающие словопроизводство следующих лексем.

Солнышко, беглец, бордовый, успеваемость, языковедение, волчий, радист, знаток, властвовать, полукруг, ливень, торговый, обаятельный, динамовский, наследник, обитаемый, мошенничать, непоседа, теоретический, кочевой, служебный, таксист.

Задание 61. Какие интерфиксы использованы при образовании данных слов?

Кораблестроение, двухэтажный, электрификация, водоотведение, пятилетка, кофейник, светло-зелёный, пятизвёздочный.

Задание 62. Охарактеризуйте процессы, произошедшие в основах выделенных слов.

1) Испытания нынешней зимы породили новую молу. Губернатор п чиновники разных уровней стали говорить «сосули» вместо привычного петербургскому уху «сосульки» (газ.). 2) Из этого исчезнувшего мира вышли Марк Шагал, Овси Дриз и много других замечательных поэтов, художников, музыкантов, артистов (журн.). 3) Утро было облачным — вместо неба вверху висела ровная серая поверхность, похожая на потолок в коридоре, только без вентиляционных дырочек (В. Пелевин). 4) В сполохе возникли чёрные тени домов, заборов, щетина кустарника (А. Михайлов). 5) «Сто раз поможешь человеку, а один раз нет и — всё содеянное будет забыто и обесценено» — этот ходячий вывод из житейской практики, который не раз долетал до Катиных ушей, к Васе отношения не имел (А. Алексин). 6) На следующий день в назначенное время я пришел в это помещение, где собралось человек десять или пятнадцать мальчиков и девочек нашего возраста пли несколько постарше (Ф. Искандер).

Задание 63. Определите исторические изменения в словообразовательной структуре слов, произведите этимологический разбор лексем, воспользовавшись данными этимологического словаря.

Обида, создавать, союз, делегация, кустарник, гравюра, воздух, бедствие, нельзя, сверстник, победа, иголка, дача.

Задание 64. Определите морфемный состав выделенных курсивом лексем. Выполните словообразовательный анализ подчеркнутых слов.

1) Всадник изредка что-то выкрикивал, помахивая нагайкой для порядка, и выкриков его никто не слушал. В толпе, в передних рядах, мелькнули золотые ризы и бороды священников, колыхнулась хоругвь. Мальчишки сбегались со всех сторон (М. Булгаков).

2) Мрачно оглянулся Турбин, гонимый предчувствием, и двинулся не вверх, а вниз, туда, где громоздились, присыпанные снегом в жидком сквере, Золотые ворота. Один лишь пешеход в чёрном пальто пробежал навстречу Турбину с испуганным видом и скрылся (М. Булгаков).

Задание 65. Произведите морфемный и словообразовательный анализ словоформ.

Кто-нибудь, образованный, сумасшествие, луноход, спутник.

Задание 66. Определите способ образования и стилистическую принадлежность следующих слов.

Компьютерщик, помреж, альтернативник, биоэнергетик, критикесса, декларант, айкидоист, завуч, аппаратчик, валеолог, гарант, антпперестроечник, маршрутка, главбух, открытка, автогражданка, гаишник, ВИП-гость, ароматерапевт, бомж, ЛДПРовец, бурмастер, электричка, арендодатель, налоговик, главмех, тусовщик, геополитик, злюка, геохронолог, гулёна, яппи, главинж, диджей, Заонежье, завлаб, терпение, голограф, ощущение, хныкала, онковирусолог, ландшафтовед.

Задание 67. Какой способ использован при словообразовании слов ОБОРОНКА, СОЦИАЛКА, ПОВРЕМЁНКА? Какова причина их появления в современной речи?

Задание 68. Определите значения и способы образования неологизмов, которые используются в текстах СМИ. Приведите свои примеры новых слов последних лет.

1) С 2002 года на Кубке Дэвиса используются теннисные мячи с поверхностью из нанотрубок, несколько компаний выпускают теннисные ракетки и клюшки для гольфа высокого класса из наноструктурированных материалов (газ.). 2) В том возрасте, когда их американские или, скажем, английские сверстники покупают свой первый дом, московские яппи в лучшем случае справляют новоселье в квартире, которую скорее всего снимают. О дальнейшем развитии семьи, по их мнению, думать рано (газ.). 3) Сейчас объём допустимого воздействия на биосферу превышен в 8 — 10 раз. Человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались (газ). 4) Я снимаю шляпу перед бобслеистами, в том числе и российскими, которые выступали на проходившем здесь же соревновании в первой десятке (журн.). 5) Максимальную эффективность слух приобретает, когда в качестве объекта воздействия выбираются устоявшиеся сообщества — профессиональные (например, рекламисты, художники или пивовары), по интересам (геймеры, коллекционеры, киноманы), по месту проведения досуга (клубберы, роллеры, сноубордисты) (журн.). 6) При искусственном самовосстановлении изобретатель имеет дело с нанометрами (нм). Один нанометр — одна миллиардная метра (журн.).

Задание 69. Объясните значение и способ образования выделенных слов. С какой целью они используются?

1) Лидер «Яблока» недоговоропригоден (ТВ). 2) Как можно было оказаться рядом с нерукоподатным Лимоновым? (ТВ). 3) Клещ постепенно впиявливается в кожу все сильнее: он раздвигает ткани кожи, закрепляясь в них, — в слюне есть цементирующее вещество (газ). 4) Человек слаб. Но, ради всего святого, зачем втискивать результаты самооткорма в гавайки, велосипедки и прочие весёленькие одежды, из которых, словно тесто, выпирают торжествующие телеса? (К. Соколова).

Задание 70. Определите способ словообразования индивидуально-авторских неологизмов.

1) Я влюблён, я очарован, я тобой огончарован (А. Пушкин). 2) Я знаю, что воля Бога пространна, восторгокрыла и воркует (В. Хлебников). 3) Я планов наших люблю громадьё. Десять. Вот и вечер в ночную жуть ушёл от окон хмурый, декабрый. Но тотчас в уши писк и фырк (В. Маяковский). 4) Арфеет ветер — далеет Нарва, Синеет море, златеет тишь <...> Ах, оттого- то арфеет ветер, Далеет берег, поет залив!.. (И. Северянин). 5)    Значит, мы — кванталеристы. Нам тайны нераскрытые раскрыть пора — Лежат без пользы тайны, как в копилке, — Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра (В. Высоцкий). 6) Ах, какие обезьяны уклюжие! 7) Ларингологи, невропатологи, ревматологи, эндокринологи и прочие «ологи» ограничили сферу деятельности терапевта (газ.). 8) От стихов она требовала только ямщик- негонилоишдейности (В. Набоков). 9) [Ноздрёв о бале]: <...> одна была такая разодетая, рюши на ней, и трюши, и чёрт знает чего не было (Н. Гоголь). 10) Долбица умножения (Н. Лесков). И) Одна полная женщина, которой было плохо видно, влезла на бочонок с сельдью и отцицеронила горячую речь (Т. Толстая). 12) Это был вопрос, трепещущий весьма живо. 13) Одуван какой огромный! 14) Верхатъся на слонокоте — это да! (Ю. Мориц). 15) Жили в парке два трамвая — Клик и Трам (О. Мандельштам). 16) Он поскользнулся. — Нет, его поскользнули. 17) Это ключевая фраза романа и типично достоевский риторический выверт (В. Набоков). 18) Теперь беседку свеже выкрасили. 19) К какому натурализму, реализму или другому «изму» можно отнести «Декамерон»? 20) Квартирная разбериха (газ.). 21) Радиовещать прямо из клуба будет популярный радиоведущий Антон Седов (рад.). 22) Лаокоонизм останется популярным даже в эстетике XX в. 23)«Страсти- мордасты» (М. Горький).

Задание 71. Определите способы и причины образования индивидуально-авторских неологизмов в романе А. И. Солженицына «В круге первом».

1) По сути, это новая наука: найти преступника по отпечатку его голоса. До сих пор находили по отпечатку пальцев. Называли: дактилоскопия... А новую науку можно будет назвать голосо- наблюдение (так бы Сологдин сказал), фоноскопия. 2) Хотелось и думать об этом жизненном изломе. Что успел он за трёхлетнюю шарашечную передышку? Достаточно ли он закалил свой характер перед новым швырком в лагерный провал? 3) Яконов знал себя остро-талантливым. 4) И безоглядчивые щедрые американцы, печатающие свои изобретения в открытых журналах, также косвенно участвуют в создании этой установки. 5) [Сологдин:] — Откроюсь тебе, что я — как составное деревянное яйцо. Во мне — девять сфер. [Нержин:] — Сфера — птичье слово! [Сологдин:] — Виноват. Видишь, как я неизобретателен. Во мне — девять... ошарий. 6) — И желаю тебе... — большие толстые губы Рубина вытянулись смешной трубочкой. — чтобы скептико- эклектические мозги твои осиял свет истины. 7) — Мо-ло дёжь?! Да придумали вы себе! Она — чихать хотела на ваши... светло- образы! — (Значило — идеалы). 8) Ваш комсомол — это только перевод твёрдо-уплотнённой бумаги на членские книжки! 9) Затем, что православная церковь не могла противостоять государству! Безбожный народ был беззащитен! И получилась косопузая страна. Страна рабов! 10) Вскоре после тюрьмы, заглаживая вину перед комсомолом и спеша самому себе и единственно-революционному классу доказать свою полезность, Рубин с маузером на боку поехал коллективизировать село. 11) Начались собрания, заседания учкома, группкома, пионерские сборы, линейки — и всюду выступали двенадцатилетние робеспьеры и клеймили перед ученической массой <...> проводника религиозного опиума...

Задание 72. Определите тип словообразования выделенных слов.

I. Морфологический. II. Морфолого-синтаксический. III. Лексикосинтаксический. IV. Лексико-семантический.

1) — А ваш любимый Том Хэнкс ведёт себя в жизни как кинозвезда? — Я бы назвала его антикинозвездой. Он прост в общении, щедро делится с партнёршей по площадке своими идеями, помогает играть. В общем, он настоящий человек (журн.). 2) Тема, которая меня как арт-директора канала НТВ беспокоит больше всего, — количество насилия, которое ежедневно выливается на всех нас, смотрящих телевидение (журн.). 3) Разрыв между бедными и богатыми увеличивается, но сама доля бедных уменьшается (газ). 4) Самый удачный литературный проект женщины — серия книг о Гарри Потере. Юный волшебник принёс бывшей безработной Джоан Роулинг 600 млн евро (газ). 5) Биофизик Виктор Инюшкин — один из немногих на свете, кто прогнозирует землетрясения с достоверностью, близкой к 100 %. Никто из учёных так и не разгадал «барометрической» тайны диких животных. И только биофизик объяснил этот феномен с помощью своей теории биоплазмы. Система биопрогнозирования казахских биофизиков института обходится всего-то в полмиллиона долларов в год (газ.). 6) Успех бобслеистов-саночников важен потому, что на их примере видно: мы способны достаточно быстро расширить число видов, в которых можем рассчитывать на высшие награды (журн.). 7) Сейчас много суеты и шума вокруг брендостроительства. Но компании по-прежнему не представляют, как оценивать работу бренд-консультантов (газ.). 8) Автор и ведущий аналитической программы «Постскриптум» на канале ТВЦ Алексей Пушков — о свободе слова на ТВ (газ.). 9) <...> ему также будет предъявлено обвинение по пункту «а» части 4 статьи 290 УК РФ (получение должностным лицом лично взятки за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в полномочия должностного лица <...>) (журн.). 9) Вирусописатели придумывают всё более изощрённые способы того, как обойти новые виды защиты (журн.). 10) Учёные-геронтологи, проводившие исследования в районах Крайнего Севера, где низкая температура и недостаток солнечного света, были удивлены немалым количеством людей, перешагнувших столетний рубеж (газ.). 11) Хотя в США прошёл ряд показательных судебных процессов над любителями бесплатной музыки и фильмов, в большинстве других стран, включая европейские, интернет-пираты пока что в относительной безопасности (журн.). 12) Он является нашим гарантом и заказчиком <...> и контрактодержателем, в том числе для Hewlett-Packard. Где-то в году 96 — 97-м он привёз к нам аудиторов HP, и те нас сертифицировали как субконтрактного производителя (журн.). 13) Последний зачёт мы сдавали вечером 30 декабря. Меня и мою одногруппницу завалили <...> (журн.). 14) Если змея всё же укусила, необходимо немедленно обращаться к медикам. Примите аспирин или другие болеутоляющие, пейте больше жидкости (журн.). 15) В Федерации рестораторов и отельеров уверяют, что солевой ажиотаж надуманный и ни на меню, ни на ценах не отразится (газ.). 16) Пришло сообщение о том, что параолимпийцев в своей резиденции примет для благословения Патриарх Алексий; параолимпийцы подарили на память Алексию Второму календарь (газ.). Российская сборная, состоящая из 86 параолимпийцев — легкоатлетов, борцов, теннисистов, наездников, футболистов, стрелков и штангистов, рассчитывает войти здесь в десятку сильнейших (ИТАР-ТАСС). 17) По зелёному сигналу мы заехали в мойку, где зажглось табло «Остановитесь», и тут же фотоэлементы четко определили размеры моей «пятёрки», дав команду всем механизмам двигаться, не прикасаясь к машине (журн.).